Хамбо-лама Итигилов - между жизнью и смертью

2:27 Ar Ka 0 Comments



Миллионы людей могли не так давно наблюдать на экранах своих телевизоров, как в Бурятии на одном из кладбищ извлекли из могилы мумию главы российских буддистских священнослужителей - пандита хамбо-ламу Даши-Доржо Итигилова XII, умершего и похороненного еще в 1927 году. Сохранность тела буддистского святого остается для ученых загадкой.
Телезрители прекрасно видели, что умерший много лет назад лама совсем не походил на мумифицированные останки египетских фараонов. Конечно, из школьных учебников хорошо известно, что в условиях низких температур, вечной мерзлоты тела животных и людей могут оставаться нетленными тысячелетиями. Всем памятен отлично сохранившийся в вечной мерзлоте мамонтенок, погибший много веков назад под упавшим деревом. Но тут дело было не только во внешнем виде ламы, который, казалось, просто спокойно спит. По заверениям буддистских монахов, при откапывании ламы случайно поцарапали его кожу, и из раны закапала кровь.
Гроб перенесли в местный буддистский монастырь - Иволгинский дацан, где тело, находившееся в позе лотоса, поместили в стеклянный ящик. Лама был облачен в оранжевый шелковый халат, а лицо забинтовано белыми шарфами.
Вскоре ламу изучили судебно-медицинские эксперты, которые составили акт наружного осмотра его тела: «...кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».
Один из экспертов - И.Вологдин, рассказывал: «Такого в моей практике еще не было. Недавно пришлось вскрывать массовое захоронение репрессированных в тридцатые годы под Читой. Там на поверхность выходила линза вечной мерзлоты. Триста тел все это время лежали при постоянной отрицательной температуре. Состояние отличное. Сложили их на полянке. Через пару часов они стали чернеть. Потом превратились в кашу. А тут температура колебалась от плюс сорока до минус сорока, однако гнилостных изменений нет. Мягкие ткани прекрасно сохранились. Осталась и подвижность суставов. А главное - поза сохранена. Это не мумия, это не мощи. Это - неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить».
С момента эксгумации прошло три с половиной года, но тело ламы остается нетленным. Приезжавшие в дацан медики поражались - ведь то, что представало перед их глазами, противоречило всем законам природы.
Философ и наставник
Личность хамбо-ламы вполне исторична и хорошо известна специалистам. Будущий лама, которого звали Даши-Доржо Итигилов, родился в 1852 году. Он рано осиротел и воспитывался у зажиточного соседа. Достигнув шестнадцати лет, отправился учиться в Анинский дацан, славившийся своей школой буддийской философии. В 1898 году он возвращается в родные места и начинает преподавать буддийскую философию в Янгажинском дацане. В 1904 году Итигилов назначается ширээтэ-ламой Янгажинского дацана, а в апреле 1911 года он стал главой всех буддийских дацанов.
В 1913 году хамбо-лама участвовал в праздновании трехсотлетия дома Романовых и в освящении буддийского храма в столице Российской империи Санкт-Петербурге. После событий 1917 года Итигилов, по вполне понятным причинам, предпочел стать простым монахом, но его авторитет учителя всегда оставался непререкаем для многочисленных учеников.
Если верить преданию, в 1927 году семидесятипятилетний хамбо-лама, дав последние наставления своим ученикам, велел выкопать его тело из могилы спустя семьдесят пять лет. Затем он, сев в позу лотоса, начал медитировать. Вскоре он перестал подавать признаки жизни. Монахи, послушные воле учителя, поместили тело в кедровый ящик, обильно засыпали солью и закопали на местном кладбище.
Шли годы, буддистские монахи, похоронившие в свое время ламу, давно умерли, но легенда о святом жила в Бурятии, передаваясь от поколения к поколению. В 1953 и 1973 годах последователи Итигилова тайно раскапывали его могилу, чтобы удостовериться в сохранности тела. И только 10 сентября 2002 года ламу извлекли из земли.
Как стать мумией?
Конечно, история знает немало примеров, когда тела сохранялись на долгие годы. Еще древние египтяне прекрасно освоили методики бальзамирования умерших.
Все внутренние органы при этом убирались, а сердце погребали в особом сосуде. При этом сначала железным крючком извлекали через ноздри мозг. Затем делали разрез в паху и очищали брюшную полость от внутренностей. Наконец, наполняли чрево благовониями и бинтовали тело повязкой из полотна, пропитанного особым составом.
Для бедняков существовал более простой и дешевый способ: в брюшную полость вливали сок редьки. Мумифицирование тел было известно многим народам мира - южноамериканским индейцам, этрускам, скифам.
Сегодня существует особый способ мумификации, позволяющий очень долгое время сохранять тела и отдельные их фрагменты в идеальном состоянии. Это так называемая пластинация, изобретенная германским патологоанатомом фон Хагенсом, использующим этот метод при создании экспонатов для своих выставок.
Однако есть случаи, когда мумии получались без участия людей. В 1984 году были обнаружены мумифицированные тела трех английских моряков на арктическом побережье Канады. Проведя исследования, ученые установили, что лед, низкая температура воздуха и холодный ветер явились причиной того, что «природные» мумии выглядели как только что потерявшие сознание люди.
В 1991 году в высокогорных Альпах обнаружили хорошо сохранившийся труп мужчины. Полицией было возбуждено уголовное дело. Однако в ходе расследования и экспертизы выяснилось, что человек умер около трех тысяч лет назад. Это было определено по орудиям труда, которые обнаружили рядом с ним. А сохранилось тело благодаря низким температурам окружающей среды.
Сберечь тело от разложения способен не только лед, но и болото. Это подтверждает мумия, найденная в 1950 году в болотах на территории Дании. А обнаруженные в перуанских пустынях мумифицированные тела людей и животных свидетельствуют о том, что мумии прекрасно сохранялись даже при достаточно высокой температуре воздуха.
Особое место в случаях «природной» мумификации занимают нетленные мощи святых. Впрочем, ученые, придерживающиеся материалистических взглядов, объясняют происхождение подобных чудес высушиванием тканей тела под действием сухого жаркого воздуха или торфяным дублением вследствие большой влажности и недостатка кислорода.
Но в природе существует еще более поражающий воображение феномен, когда в организме животных, при видимом отсутствии признаков жизни, продолжается обмен веществ, сохраняются другие функции и процессы. Такое состояние называется анабиозом.
Особый интерес к анабиозу возник в 60-х годах прошлого века с появлением перспектив длительных космических полетов. Но когда фантастичность подобных проектов стала очевидной, активные научные поиски в этом направлении постепенно пошли на убыль. Тем не менее на практике анабиоз давно применяется при изготовлении сухих живых вакцин, длительного сохранения культур бактерий, вирусов, консервирования различных тканей и органов, необходимых для пересадок, а также при искусственном осеменении животных (использование спермы ценных производителей, сохраненной при низких температурах).
Хамбо-лама Итигилов - между жизнью и смертью
Случай с хамбо-ламой незамедлительно вызвал газетные спекуляции на тему анабиоза. Некоторые журналисты утверждали, что мир стал свидетелем первого реального случая оживления после многих лет смерти. Однако специалисты не спешат разделять подобные восторги. Испанский ученый доктор Серхио Родригес, специализирующийся в области аномальной медицины и биологии, утверждает, что в данном случае пока нет достоверных фактов, позволяющих говорить о состоянии анабиоза у бурятского ламы.
Секрет ведом Будде
Надо, однако, отметить, что в среде буддистского монашества подобные случаи известны. Немало мумифицированных лам есть в монастырях Тибета, но там хотя бы холодно, а вот во Вьетнаме, во дворе тхиенского храма Дау в 23 километрах от Ханоя, вот уже триста лет в позе лотоса сохраняется мумия настоятеля монастыря By Кхак Миня. Согласно легенде, к концу своих дней настоятель Минь погрузился в пост и молитву, перестав общаться с людьми. Через сто дней Минь сообщил ученикам, что ему пришло время покинуть этот мир. «Когда мой дух отлетит от тела, повремените месяц, - велел настоятель. - Если почувствуете запах тления - похороните меня, как положено по обряду. Если же тления не будет, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!»
После смерти Миня признаков гниения замечено не было. Монахи покрыли тело настоятеля серебряной краской, чтобы защитить его от насекомых, и оставили на небольшом возвышении в нише часовни.
После обретения Вьетнамом независимости мумию настоятеля Миня подвергли рентгеновскому исследованию. Врачи увидели на экране контуры скелета и убедились, что перед ними действительно не статуя, а человеческое тело! Исследования показали: тело Миня не забальзамировано, внутренние органы и мозг остались нетронутыми. Тело сохранилось в условиях тропиков, где влажность достигает ста процентов. При этом останки Миня не увлажнялись, а усыхали - их вес составляет не более семи килограммов.
Подобные мумии известны и в других буддистских святынях. Им приписывают способности исцеления и возможность творить чудеса.
Не стал исключением и бурятский хамбо-лама: по свидетельству некоторых журналистов, у тех, кто посетил тело Даши-Доржо Итигилова, исчезали болезни и неприятности. Кого-то оно уберегло от верной гибели. Один из крупных московских бизнесменов С., «получивший благословение» хамбо-ламы вместе с друзьями, через полтора месяца вновь появился в дацане, где поведал, как попал в страшную автомобильную катастрофу. В последний момент он ясно увидел бурятского святого. Машина бизнесмена превратилась в груду искореженного металла, но ее владелец отделался лишь синяками и небольшими ссадинами.
Между жизнью и смертью
Наиболее детально исследовать тело Итигилова удалось заведующему отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ В.Звягину и доктору исторических наук профессору Российского государственного гуманитарного университета Г.Ершовой, которые констатировали, что с подобным феноменом им сталкиваться не приходилось. Ученые отметили, что тело хамбо-ламы выглядит так, как будто он скончался всего несколько часов назад: кожа упругая, суставы подвижны. На лабораторную экспертизу были взяты несколько волос с головы, частицы отшелушившейся кожи и фрагмент ногтя с пальца ноги. Исследования показали, что белковая структура предъявленных образцов соответствует живым тканям.
Эксперты также постарались уточнить, применялись ли для сохранения тела Итигилова какие-либо консерванты. Для этого ткани ламы сравнили с аналогичными фрагментами мумифицированных тел, найденных при раскопках под столичным Манежем. Как показало исследование, консерванты не использовались. В образцах тканей отсутствуют железо и цинк, зато содержание брома повышено, что, по мнению специалистов, может способствовать достижению состояния транса. Исследование клетки ядерно-резонансным методом показало, что ядро цело, а состояние цитоплазмы скорее свойственно живой ткани. Однако на вопрос журналистов, можно ли все-таки считать хамбо-ламу живым человеком, В.Звягин ответил отрицательно: «Нет. Если температура тела ниже 20 градусов по Цельсию - человек мертв...»
Впрочем, далеко не все разделяют мнение ученого. Во всяком случае, многие последователи буддизма твердо убеждены: хамбо-лама Итигилов еще не достиг состояния Будды, но упорно приближается к этой цели...

0 коммент.: