Как Детройт превратился в город-призрак?

17:49 Ar Ka 0 Comments


Как Детройт превратился в город-призрак?
 
Хотите купить дом в Штатах всего за пару долларов и своими глазами увидеть реальные декорации к голливудским фильмам ужасов? - Приезжайте в Детройт! Но лучше не надо: некогда богатейший промышленный город медленно превращается в руины, на которых пышно процветает наркоторговля и преступность. Сегодня в Детройте более 33 тысяч заброшенных зданий – пустующие небоскрёбы, торговые центры, заводы, школы и больницы – в общем, четверть города стоило бы снести бульдозером прямо сейчас. Как вышло, что незадачливый «Западный Париж» докатился до такого?

Детройт (Detroit, от французского «дэтруа» - «пролив») расположен на севере США, в штате Мичиган. Он был основан 24 июля 1701 года французом Антуаном Ломе в качестве канадской фактории для торговли пушниной с индейцами. Однако в 1796 году этот регион был передан США. Подобно птице-Феникс, Детройт возродился из пепла после пожара 1805 года, уничтожившего большую часть города. Однако империи держатся не брёвнах и кирпичах: выгодное расположение на водном пути системы Великих озёр сделало Детройт крупным транспортным узлом. Восстановленный город до середины 19 века оставался столицей штата Мичиган. Городская экономика в это время полностью полагалось на успешную отрасль кораблестроения.

На рубеже 19-20 столетий для Детройта наступил «золотой век»: были построены роскошные здания и особняки с архитектурными изысками, а бульвар Вашингтона ярко освещался лампочками Эдисона. За это город прозвали «Парижем Запада» - и именно здесь Генри Форд создал собственную модель автомобиля и основал в 1904 году «Ford Motor Company». Его примером вдохновились Дюран («General Motors»), братья Додж («Dodge»), Паккард («Hewlett-Packard») и Крайслер («Chrysler») – их заводы превратили Детройт в настоящую автомобильную столицу мира.

Бурный экономический рост в первой половине 20 века требовал большого количества рабочих рук, поэтому в Детройт на заработки съезжалось темнокожее население из южных штатов, а так же Европы. В городе появилось большое количество личных автомобилей,а так же сеть скоростных магистралей и транспортных развязок. В то время продвигалась рекламная кампания, задачей которой было выствить общественный транспорт непрестижным, как «перевозки для бедных». Когда у вас есть собственное авто, больше нет смысла жить неподалёку от работы: зарабатывай в городе, живи в зелёном пригороде! Тогда ещё никто не подозревал, что переезд инженеров и квалифицированных рабочих за городскую черту положит начало сегодняшнему опустению…

А ещё когда машин становится слишком много, старенького «объезженного» коня можно использовать и для хозяйственных нужд. Так, в 50-х годах эрозия берега реки стала настоящей экологической проблемой Детройта – и её креативно заменили другой экологической проблемой, укрепив старыми «тачками» береговую линию. Сей «воз» и ныне там – ржавые и поросшие зеленью груды автомобилей по-прежнему отравляют воду краской и маслом. Но кто в середине прошлого века мог знать, что спустя несколько десятилетий многие районы города тоже будут выглядеть как мусорные свалки?

Какую цель преследовало правительство, высмеивая общественный транспорт? Конечно, всё упиралось в экономическую выгоду: люди должны больше покупать. Но они не предусмотрели, что переезд наиболее обеспеченной части населения из центра Детройта лишит работы весь сектор обслуживания: работников банков, больниц, владельцев магазинов. Собрав самое необходимое, они бросились вдогонку за источником дохода, оставив в городе лишь низкооплачиваемых афроамериканских рабочих, живущих на пособия безработных и бездомных.

Бедность и отсутствие перспектив подталкивало «брошенных» в центре людей к преступным группировкам, и Детройт быстро приобрел дурную славу как один из самых «чёрных» и опасных городов США. Но на этом беды «Западного Парижа» не закончились: в 1973 году грянул нефтяной кризис, обанкротивший американских автомобилестроителей: их автомобили не только дорого стоили, но и расходовали уйму бензина. В то же время экономичные японские марки уверенно вышли на рынок, и конкурировать с ними стало невозможно. Служащие закрывающихся заводов теряли работу и разъезжались куда глаза глядят.

Население Детройта и его пригородов сократилось в 2,5 раза: если в начале 1950-х здесь проживали 1,8 миллиона человек, то сегодня их едва ли 700 тысяч. Сам город местами выглядит как картины руин порабощённой пришельцами человеческой цивилизации из фантастического фильма «Поле битвы – Земля». Здания с разбитыми стеклами, из стен которых прорастают деревья, странным образом переплетаются с улицами, ярко освещёнными витринами дорогих магазинов, и сплошь исписанными граффити кварталами гетто.

Малонаселенный центр Детройта, не смотря ни на что, остаётся собранием культурных и спортивных центров, а также памятников архитектуры ушедшего столетия и продолжает привлекать туристов. Кроме того, в Детройте по-прежнему находятся штаб-квартиры крупнейших автопроизводителей и проживет ограниченное число рабочих. Здесь же нашли пристанище многочисленные арабские иммигранты.

Все последние власти не оставляют попытки реанимировать город и одобрили строительство нескольких казино: экономику Детройта они не укрепили, но хоть немного оживили местный досуг. Зато здешние развалины интересует голливудских режиссёров – они готовы платить за столь реалистичные и незабываемые декорации для фильмов-анти-утопий, ужастиков, сцен катастроф и преступлений.

Кроме того, заброшенные дома служат настоящим арт-пространством для самых непоседливых художников Детройта. Один из них – некто Хейдельберг – превратил целый квартал в жутковатые инсталляции, украсив стены, заборы, газоны и столбы самым разным хламом: плюшевыми игрушками, выброшенными миксерами, ботинками… Туристы, кстати, сочли труды Хейдельберга неплохим и, главное, бесплатным аттракционо.
 
Во второй половине 20 века вся Америка считала забавным происходящее в Детройте - и неоднократно высмеивала упавший на колени город. Но сегодня шутка потеряла остроту: та же история происходит с десятками других постиндустриальных городов и посёлков повсюду в Штатах. Но о чём это говорит? Политика потребительства и неэкологичный подход к производству уже зашли в абсолютный тупик – и только благодаря этому во всём мире наблюдается постепенный переход на «зелёное мышление». Судьба даёт лимон лишь для того, чтобы мы сделали из неё лимонад.

0 коммент.: