Поколение, неспособное выживать и ненужное семье – мы сами их воспитали

13:07 AR Ka 1 Comments

 


Поколение, неспособное выживать и ненужное семье – мы сами их воспитали

Наши дети действительно похожи на снежинок. Хрупкие, нестабильные, не парные, готовые к жизни в мире, которого не существует...

Благими намерениями, как говорится, вымощена дорога в ад. То есть хотели как лучше, а получилось… То, что получилось, тревожит, если прочитать внимательно эту статью…

Эти дети в традиционном смысле не востребованы и не нужны семье: они не могут претендовать на полноценных помощников по хозяйству (их одних на улицу-то толком не выпустишь), им нельзя доверить младших братьев и сестер, от них не дождешься добровольной помощи и огребешь по полной, если посмеешь вести себя авторитарно и диктовать родительскую волю.

Ранимые создания, привыкшие брать и не научившиеся давать. В некотором смысле они лишены пола и возраста: фиалочки, не планирующие становиться матерями, мальчишки, не стремящиеся к ответственности и защите слабых. Они не станут взрослыми ни в 7, ни в 14, ни в 18, ни в 21 годик, а к 30 годам по-прежнему будут называть себя девочками и мальчиками… Традиционная система ценностей и ролей для них уже не актуальна, но и новой нет.

Родители лелеют надежды, что молодые люди захотят не только получать удовольствие от жизни, но и стать профессионалами, вот только вокруг так мало историй успеха и так много обедневших высококлассных специалистов, подрабатывающих в службах по доставке еды, что навязчиво твердить о ценности высшего образования и профессиональных достижений становится неловко.

Но хуже всего, что для родителей дети оказались бесконечной обузой, отнимающей прорву сил. Это тебе не старые добрые времена, когда родила, руки-ноги дала, и этим уже молодец. Сегодня всё иначе. Дай репетиторов, дай телефоны, дай обучающие лагеря и отдых на море, дай няню и лучшую школу, дай модную одежду и милосердно вытерпи все заскоки, капризы, дай право на самовыражение, ошибки, ничего не требуй взамен и прими как данность, что ребенок бесконечно долго не будет взрослеть.

Мне кажется, мы создали «снежинок» в тот момент, когда выбрали безопасность детей и отобрали у них свободу, право на самостоятельность. Ну, ок, не мы лично, родители оказались лишь частью системы, винтиками и шестеренками, глупо проморгавшими необратимые перемены.

В конце XIX века в массы пришла идея педоцентризма, в рамках которой психологи и педагоги начали пересматривать целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания, делая ставку на самовыражение и творчество ребёнка. Эта идея имела большой успех и распространение, родителям были близки и взгляды итальянки Марии Монтессори, и нашего соотечественника Константина Вентцеля, говоривших фактически об одном: ребенок должен расти свободным, авторитаризм недопустим, жестокость в воспитании – тем более. Ключевыми должны стать слова «индивидуальность» и «любовь».

Этот благостный подход показался заманчивым и перспективным не только родителям. Коммерсанты и государства быстро поняли, какую именно выгоду можно извлечь из массовой гуманизации родительства и детства. Бизнесмены шустро масштабировали индустрию потребления.

К концу ХХ века все уважающие себя магазины обзавелись детскими отделами с новинками моды для подрастающего поколения, развивающими игрушками, специальным питанием и пр. Родители подобного изобилия не могли позволить самим себе, зато появился шанс дать всё лучшее сразу детям. Это ведь именно то, что хочется сделать для своих любимых, да? Пусть хоть они будут счастливы…

А про проблемы, сопряжённые с переизбытком вещей и тем, что родители тратят большую часть времени на заработок денег ради ненужного потребления в ущерб общению с детьми, говорить оказалось не принято.

Если любишь – покупай и терпи

Государства тоже не проигнорировали новый тренд на невиданное ранее чадолюбие, быстро сориентировались, что ответственность за образование, здоровье и безопасность подрастающих граждан можно легко переложить на плечи заботливых родителей. Да, доступность всеобщего образования и медицинской помощи гарантирована, от этого никто не отрекался. Но какого качества?

<…>

Школы особенно резво интегрировали такой подход. Буквально в считанные годы во многих странах, от Южной Кореи до России, стала мемом фраза: вы плохо занимаетесь с ребенком дома. Выполнение домашней работы и занятия с репетиторами оказались уделом пап и мам. (Справедливости ради отмечу, что в это же время ряд стран (Испания, Италия, Финляндия и др.) вовсе отказываются от домашних заданий, поскольку они ведут к дискриминации – в каких-то семьях папы и мамы имеют достаточные компетенции и могут помочь ребенку, например, с математикой, какие-то – нет; у кого-то есть ресурс на репетиторов, а у кого-то его нет и т. д.)

Отдельного внимания заслуживает тема безопасности. Если раньше даже пятилетние дети могли самостоятельно гулять на улице, а те, кому 7-9 лет, – забирать братьев и сестер из детских садов, то сегодня эта практика почти исчезла, родители не имеют права выпускать своих чад без сопровождения. Согласитесь, на улицах достаточно бомжей, наркоманов, нелегальных мигрантов и недостаточно патрулей, инфраструктуры для защиты детей (где тот дядя Стёпа-Светофор, к которому побежит ребенок в случае опасности?)

Строго говоря, родителей никто не обязывает сопровождать детей в круглосуточном режиме, но по факту, в случае первой же неприятности они попадают под административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Вы оставили ребенка одного дома, и он ошпарился кипятком? Ювенальная юстиция идёт к вам…

Особенностью ситуации стало то, что государство взяло на себя часть вопросов, касающихся безопасности, переведя их в плоскость контроля: камеры слежения и охрана наличествуют почти в каждой школе, оповещение родителей о входе/выходе с территории школы по SMS, электронные дневники т.д. Прогулять школу и не сделать уроки теперь не так уж и просто. Да и вообще трудно сделать что-либо без контроля взрослых. Расписание дня задается родителями и учреждениями образования, посещение школы и внешкольных занятий строго фиксируется системами наблюдения, прогулки вне надзора взрослых исключены или почти исключены, выполнение учебных заданий учитывается в электронном дневнике… И у детей нет пространства для взросления, самостоятельного выбора. За них уже все решено.

Стремясь к любви и всеобщему благоденствию, мы нечаянно создали тюрьму повышенной комфортности для наших миленьких деточек. Её особенностью стали небывалых масштабов надзор (в том числе благодаря гаджетам, приложения в которых человеколюбиво называются «Детская безопасность» и «Родительский контроль») и замена физического насилия – психологическим давлением.

Родители больше не бьют детей, они их убивают морально, лишая свободы и самостоятельности, превращая в удобных никчемных существ, основная ценность которых оказалась заключена в школьных успехах и отсутствии проблем. Они приучают детей покорно жить в ситуации постоянного слежения и постепенно забывают сами, что альтернативой контролю может быть доверие…

Мы все оказались в ловушке: с одной стороны, педоцентризм и детоцентризм, не оскорбив чувства детей, с них трудно что-либо потребовать, пусть даже убраться в своей комнате и приготовить ужин на семью. Необходимость обеспечить детей всем лучшим сразу кажется неизбежной и нормальной (а как иначе-то?).

При этом современные родители сталкиваются с колоссальной незащищенностью и ответственностью (им больше не в помощь ни родные бабушки (многие вынуждены или хотят работать, а не сидеть с внуками), ни государство, ловко сыгравшее на родительской любви, ни учителя и медики, перегруженные и зачастую попросту недоступные) и полным отсутствием социальных лифтов. По причине последнего обстоятельства родители включаются в гонку за призрак успешного будущего детей буквально с младых ногтей: надо пристроить в садик при правильной школе, сотрудничающей с университетом, нанять репетиторов, чтобы «ребенок тянул», платно учить в университете, чтобы – дай Бог! – выросшее чадо имело достойную работу и зарплату.

Но к этому светлому дню свободной взрослой жизни дети приходят без опыта какой-никакой самостоятельности, без опыта структурирования свободного времени и опыта нарушения норм. А без всего перечисленного повзрослеть трудно. Они, скажем прямо, совсем не похожи на спартанцев, которые, если верить описанию Плутарха, взрослели, переступая порог допустимого.

Наши дети действительно похожи на снежинок. Хрупкие, нестабильные, не парные, готовые к жизни в мире, которого не существует.




1 комментарий:

  1. Немного странная статья и даже- без имени автора! Написано ли- о поколении, которое только сейяас пошло в школу, или об их родителях? Я вырастила двох детей- так вышло - с 8 лет- дочь воспитывала - одна и сына - с 13-ти. Сейчас, наблюдая издалека- думаю- я была слишком строга к детям. Заведома- двая им понять, что моё уважение к ним- это мерило и без наказаний и давления- стараясь быть с ними другом- вырастила хороших людей-на мой взглдяд, и мнение многих моих родных и друзей. Они не только ВСЕГДА в детстве старались мне помочь, но они были счастливы познавать искусство, и я старалась помогать им- в их увлечениях. Но не баловать... Сейчас немного жалею- я уделяла им МАКСИМУМ внимания, но очень редко их хвалила, была ласковой и нежной, всегда -сдержанной. И вот я вижу- как воспитывали они моих внуков- старшие уже взрослые- им 24 и 19- прекрасные ребята выросли. К сожалению-я уехала из Израиля, когда первому внуку было всего 3 годика, а мл.внук и родился без меня. Но старалась приезжать каждый год, уделять им максимум внимания- музеи, поездки к моим друзьям, наказывала- одинаково- и первого - прутиком- ОДИН раз, в 2 года- и также - второго. И вот- они звонят мне, они любят меня и я ими горжусь! Совершенно самостоятельные, самодостаточные и ВСЁ умеют делать своими руками! И прекрасно учились, старший- отслужил, мл. скоро пойдёт в армию. Сын вырос, но к сожалению не закончил образование- ну что ж- кто-то ведь должен и у станка стоять. Вижу- как он воспитывает своих детей- моих мл.внуков. Жёстко. Хотя их мама -балует их безмерно, но и требует полного подчинения. Посмотрим- что получится. Им 6 и 4 годика, и есть ещё мл.сестренка. Но её я не воспитываю- просто уже нет здоровья. Но для меня важно- дети любят друг друга. Очень! Я вижу, как 5-летняя сестра- водит по парку у дома- 1,5 летнюю сестренку, малыш-очень активный и шустрый- очень деликатен с мл.сестрой, хотя со старшей иногда деруться... Учу их- готовить, убирать свою комнату, - нет, я не думаю- что автор статьи- совершенно- прав! Нет! У кого- как- но тотально- не могу согласиться. Знаю и детей своих друзей- и в разных странах- прекрасное поколение! В Германии, России и Израиле. и тут наблюдаю. Нет, они не инфантильны и не избалованы! Мои- никогда ничего не требовали, и мне никогда не было за них стыдно, работящие, развитые, порядочные дети и уже выросшие внуки- такие же! А малыши- посмотрим! Надеюсь- мы с мужем(он не роджной им дед-но любим и уважаем!) -ещё поживём и наше влияние будет оставаться и после нас. Но прутик на шкафу- пока лежит, и в угодл могу поставить и лишить каких-то удовольствий.

    ОтветитьУдалить