Cepдцe нe бoлит, oнo пoёт: кaк poждaлocь «Oдинoким пpeдocтaвляeтcя oбщeжитиe»

03:17 AR Ka 0 Comments




Cepдцe нe бoлит, oнo пoёт: кaк poждaлocь «Oдинoким пpeдocтaвляeтcя oбщeжитиe»

Секрет фильма с Натальей Гундаревой, который мы любим вот уже сорок лет.

Фильм «Одиноким предоставляется общежитие» вышел почти сорок лет назад.

С современной точки зрения в этой истории много странного и даже дикого, но все равно это —кино, которое не стареет, мы смотрим его, как волшебную сказку о любви, которая обязательно придет; а не придет сама, так ее найдет сваха по объявлению.

«Познакомлюсь для создания семьи»

Писатель Аркадий Инин коллекционировал газетные вырезки: никогда не знаешь, какой сюжет там обнаружится. Все знакомые знали про его увлечение и присылали ему по почте всякие необычные объявления и статьи.

Однажды у него в почтовом ящике оказалось письмо с объявлением вроде: «Одинокая женщина, 45 лет, приятной внешности, добрая, познакомится с непьющим мужчиной 40-50 лет для создания семьи».

В 1980-е годы это казалось нелепым и очень смешным: как советская женщина может сама предлагать кому-то знакомство, тем более «создание семьи»?!

«Женская гордость» — был такой термин, считалось, что у женщин гордость какая-то не такая, как у мужчин — это запрещала.

Да и вообще, это же идиотизм какой-то, знакомиться через газету.

Но в 1970-80 годах в общественном сознании уже как-то оформилась мысль, что одних строек коммунизма для счастья человеку недостаточно; в «Литературной газете» даже вышла статья про то, что коллектив состоит из отдельных личностей, и если несчастна личность, то несчастен и весь коллектив.

Вспоминали Карла Маркса: он крайне не рекомендовал противопоставлять коллектив индивиду. В общем, счастье в личной жизни почти перестало считаться менее важным, чем успехи в труде.


Герои и прототипы

Сюжеты рождаются из темы; Инин читал объявления, изучал жизнь.

Ему очень нравилась фраза «Одиноким предоставляется общежитие» из объявлений в рубрике «Приглашаем на работу», уже знал, что так назовет свой новый сценарий.

В голове писателя вырисовывались общие контуры истории; за деталями он отправился в настоящее женское общежитие завода имени Орджоникидзе.

Инин разговаривал с женщинами, записывал их истории и понимал, что фильм будет не драмой, а комедией.

Многие истории были, кстати, про коменданта: абсолютного антипода героя Александра Михайлова, сурового моряка в отставке с мужественным шрамом на лице.

Реальный комендант был кудрявый гармонист, красавчик, довольно пустяковый человек и редкий бабник: в общежитии подрастало несколько его непризнанных детей от разных женщин.

Коменданта Инин, конечно, переписал. И, помня про брачные объявления из газет, придумал главную героиню, сваху. Вот история, если кто-то не помнит: в женском общежитии живет Вера Голубева, милая женщина с золотым сердцем.

Все девушки в общежитии любят ее, как родную маму, а она устраивает их личную жизнь: рассылает по всему СССР брачные объявления, тщательно отбирает кандидатов в мужья для каждой своей подруги.

В общежитие приходит новый комендант, женоненавистник; он в ужасе от этого брачного агентства, сначала вообще думает, что Вера содержит притон…

Они ненавидят друг друга, но потом происходит много всего смешного и трогательного, и в финале Вера и комендант женятся.

Работа Инина заняла второе место на конкурсе киносценариев под руководством Ролана Быкова, и скоро ему позвонил режиссер Самсон Самсонов: начинаем съемки.

Снимали и в мосфильмовских декорациях, и в настоящем московском женском общежитии, и на ткацкой фабрике в Иваново.

Абсолютно не умеет готовить!

Роль Веры Инин писал специально для Натальи Гундаревой, она уже играла в фильме по его сценарию «Однажды двадцать лет спустя».

И Александра Михайлова на роль коменданта посоветовал тоже Инин. Подруг Веры из общежития сыграли еще неизвестная тогда Елена Майорова, Елена Скороходова, Татьяна Агафонова, Татьяна Божок…

Тамара Семина с большим удовольствием согласилась на роль неприятной воспитательницы: после «Вечного зова» ее постоянно звали играть сильных, как Родина-мать, женщин с драматической судьбой, и комедия была для нее, как каникулы.



Эпизодическая роль Фрунзика Мкртчяна, мужа Нины Александровны, которая «абсолютно не умеет готовить», украсила фильм, хотя в сценарии герой «с пышными усами» не армянин, а грузин.

Фрунзик постоянно импровизировал: это он, кстати, придумал известное: «Утром — яичница, днем — яичница, вечером — яичница, ночью — омлет» и придумал классные сцены, в которых его герой на новый год приходит в общежитие с арбузом, или говорит с женой по-армянски, и она его отлично понимает.

Восторг и обида

Фильм вышел на экраны в 1984 году.

Большинство зрителей сразу же его полюбило, кино растащили на цитаты, которые из нашего времени выглядят сомнительными, а в те времена казались просто огненными шутками: «Известное дело, парень неплохой — водка плохая», «Он же старый!» — «Старый? Ну и что? Тебе же его не варить!», «С милым рай в шалаше, а с милой — в квартире».

После фильма возникали стихийные зрительские обсуждения, люди говорили о том, как трудно переносить одиночество в большом городе, и о том, что в Советском Союзе, и правда, нужны такие службы, которые помогали бы создавать семью.

Но даже тогда, в патриархальном 1984 году, были зрительницы, которых этот фильм обидел и оскорбил: можно подумать, что у женщин интересует только замужество, что без «мужика в доме» они какие-то неполноценные.

И они писали в газеты письма, в которых пытались объяснить свои чувства: женщина в фильме выглядит жалкой, это обидно, мы не жалкие!

Герой Фрунзика с его фразой: «Я возвращаю мою жену, потому что она не оправдала мои надежды счастливой семейной жизни!» – вовсе не казался им смешным и милым: что за «возвращаю» еще, рабовладелец, что ли?


Но эти первые ласточки новой парадигмы весны не сделали, волна возмущения быстро опала, и люди искренне полюбили «Одиноким предоставляется общежитие»: этот фильм заставлял верить в неизбежность счастья.

Обязательно появится кто-нибудь, кто посмотрит на тебя и скажет: «Мое сердце не болит, оно поет».

0 коммент.: