«Кaмeннaя oгpaдa вo вcex нaивaжнeйшиx cитуaцияx». Нaтaлья Бexтepeвa o пpинципax жизни, кoтopыe пoмoгaли eй пpoйти чepeз любыe тpуднocти

12:52 AR Ka 0 Comments

 


«Кaмeннaя oгpaдa вo вcex нaивaжнeйшиx cитуaцияx». Нaтaлья Бexтepeвa o пpинципax жизни, кoтopыe пoмoгaли eй пpoйти чepeз любыe тpуднocти

– Директор детского дома Аркадий Кельнер, которого мы любили и боялись, научил нас трем основным принципам жизни. Эти принципы помогают пройти через любые трудности. А нам, детям 20-30-х годов, они помогли и выжить, и выстоять в сложные периоды жизни, в которых мы не только что-то теряли, но и обязательно что-то приобретали. Многие из нас подтвердили это своим примером, – именно так начинала рассказ о важном этапе своей жизни академик Наталья Бехтерева.

Наталья Петровна оставила после себя немало интересных рассуждений о жизни и полезных рекомендаций. В их числе – рассказ о трех основных принципах, которые всегда помогали выстоять Наталье Петровне в непростых жизненных ситуациях: пройти через предательство ближайших друзей, критику, травлю в Институте, трагические события в личной жизни, справиться с их последствиями. Поговорим о каждом принципе подробнее.

Принцип первый: разумная гордость

Разумную гордость, если она в итоге не превращается в гордыню, Наталья Бехтерева считала большой силой. Академик говорила, что именно разумная гордость, которая является формой проявления чувства собственного достоинства, помогает не только «не дрогнуть перед казнью», исполнить свой долг (даже когда это непросто), но и в иных ситуациях жизни.

Что же такое разумная гордость, воспитывается ли она, или это врожденное качество, Наталья Бехтерева объясняла на одном примере. Этот урок Наталья Петровна запомнила на всю жизнь.

– Однажды мы, воспитанницы детского дома, получили одинаковые оранжевые платья. Эта одежда была предназначена для работы в мастерских. Но все, кто получил эти платья, решили надеть их в школу, я в том числе. С того дня этот цвет вызывает у меня довольно неприятные чувства, – так вспоминала Наталья Петровна об уроке, который научил ее разумной гордости.

Когда Аркадий Кельнер увидел своих воспитанниц в одинаковых платьях, он пришел в ярость. А больше всего досталось будущему академику. В чем была вина Натальи Петровны и ее сверстниц? Директор отчитал их за то, что они по своей глупости, облачившись в одинаковые платья, стали выглядеть сиротками из приюта, которые у порядочных людей вызывают жалость.

– Почему ученице, которую считают лучшей в школе, не хватило ума понять, что она добровольно повесила на себя ярлык приютской? – возмущался Аркадий Кельнер в адрес Натальи Бехтеревой.

Директор приюта говорил, что он пытается сделать все возможное, чтобы никто не смог повесить на его воспитанниц такой ярлык. Детдомовские мальчики шили им лакированные туфли. Да такие красивые, что, по словам Натальи Петровны, на них засматривались и домашние дети. К тому же ни у одной воспитанницы приюта не было ни одного одинакового платья, не считая тех оранжевых, которые предназначались для школы.


Принцип второй: воспитание стойкости

Наталья Бехтерева оказалась в детском доме в 1937 году. Уже тогда она понимала: дочь «врагов народа» после окончания школы неизбежно окажется на кирпичном заводе, если не будет усердно учиться и не станет лучшей ученицей.

К счастью, учеба Наталье Петровне давалась легко, а вот дорога от детского дома до школы была не всегда легкой, особенно в блокадную снежную зиму. В любую погоду, в любых обстоятельствах Бехтерева преодолевала этот путь каждый день. Хотя дорога была не единственным воспитателем стойкости.

Наталья Петровна вспоминала, что она была домашним ребенком, и адаптация к приютской жизни давалась ей непросто. Не способствовали этому и остальные воспитанницы детского дома, которые Бехтереву невзлюбили. Домашней Наташе доставалось от них и физически.

Однажды Аркадий Кельнер вызвал к себе Бехтереву и сообщил, что он накажет зачинщиков, если она их назовет. Выдавать своих обидчиков воспитанница отказалась, за что и просидела остаток дня без обеда и ужина.


Принцип третий: эмоциональный баланс

Этот принцип о важности и об умении получать положительные эмоции, которые, как известно, являются врагами негативных. Своих воспитанников Аркадий Кельнер обучал и этому.

Так, после уроков Наталья Бехтерева вместе со своими сверстниками репетировала театральные постановки. В пьесах было все: и слова, и танцы, и музыка, и песни. От одной постановки к другой актеры и зрители менялись местами. Поэтому на сцену поднимался каждый воспитанник. Такая театральная жизнь, по словам Натальи Петровны, давала массу положительных эмоций.

Вечерами, которые не были заняты постановками, воспитанники детского дома занимались спортом – катанием на льду, плаванием, греблей. Такими простыми и прекрасными способами директор детского дома воспитывал и укреплял в детях эмоциональный баланс, который также помогает выстоять в трудные времена.



0 коммент.: