«Дopoгaя Eлeнa Cepгeeвнa»: мыcли Pязaнoвa o coбcтвeннoм фильмe

09:56 AR Ka 0 Comments

 


«Дopoгaя Eлeнa Cepгeeвнa»: мыcли Pязaнoвa o coбcтвeннoм фильмe

В апреле 1988 года на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова на остросоциальную тему. Называется этот фильм «Дорогая Елена Сергеевна».

Классная руководительница Елена Сергеевна приятно удивлена, когда к ней в гости заглянули ученики. Но неожиданный визит обернулся жестким противостоянием учительницы и ее воспитанников.

Это не просто конфликт конкретных людей. Это конфликт поколений.

Рязанов признался, что премьера фильма весной 88 года прошла неплохо. Но тогда случилась в отечественном кинематографе непредвиденная ситуация.


— Начиная работать над кинолентой, мы не подозревали, что одновременно с нами на разных студиях запустили в производство фильмы на молодежную тематику. Много лет врали и молчали о проблемах молодого поколения, а теперь, когда сняли цензурные ловушки, бросились снимать по этому поводу, — рассказывал Эльдар Рязанов.

Когда фильм «Дорогая Елена Сергеевна» выпустили в прокат, в то же время на экраны стали выходить фильмы «Взломщик», «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино» и другие.

Рязанов признавался, что, если бы ему дали возможность снять этот фильм на несколько лет раньше, но он произвел бы эффект «бомбы», а теперь восприятие такого фильма было совсем другим.

Хотя «Дорогая Елена Сергеевна», как признавался режиссер, все-таки была сделана качественно, поэтому в чем-то обесценивала другие киноленты на схожую тему.


В октябре 1982 года Эльдар Александрович прочитал пьесу Людмилы Разумовской, и был очень впечатлен.

Эту пьесу в начале 80-х годов поставили на сценах двух театров в Ленинграде и Вильнюсе. Но поставили на малых сценах, поэтому событием она не стала.

Во время правления Константина Устиновича Черненко у пьесы забрали прокатное разрешение, поэтому от возможности экранизировать «Дорогую Елену Сергеевну» Рязанову тогда пришлось отказаться.

Тогда режиссер занялся работой над фильмом «Жестокий романс».

Потом к власти пришел Михаил Горбачев, и многое изменилось. Ленту разрешили запустить в производство под названием «Последний экзамен».


Снимать фильм про учительницу, по признанию Рязанова, было дело невыгодным для него. Не было в сценарии ничего такого, что бы позволило сделать кино смотрибельным.

Одна декорация, всего пять персонажей, четверо из них – старшеклассники, то есть играть их должны актеры неопытные. Трюков, массовок, погонь и музыкальных номеров не предполагалось.

— Фильм давал художнику-постановщику минимум возможностей для фантазии. Обстановкой в квартире он должен был показать характер главной героини, ее социальный уклад, — говорил Рязанов.

Не просто было «зацепить» зрителя и оператору. Действие в одной квартире, все персонажи постоянно говорят. Как добиться динамики?


— Благодаря легкой подвижной камере на плече Вадима Алисова нам удалось избавиться от статики, которая подстерегала нас в каждом эпизоде. В итоге «Дорогая Елена Сергеевна» стала самой сложной моей режиссерской кинолентой, — признавался Мастер.

С исполнительницей главной роли – Мариной Нееловой, очень одаренной актрисой, сложностей не возникло. А вот для остальных пришлось проводить тщательные пробы.

В диалогах было много дидактики, это хорошо для театра, а вот в фильме такие разговоры выглядели фальшиво.

Приходилось переводить диалоги на молодежный язык, сохраняя при этом, их суть.

Тут режиссеру помогли исполнители – представители нового поколения. Наталью Щукину и Дмитрия Марьянова нашли в школьном театре, где они играли в постановке «Доброй охоты».

Федор Дунаевский к тому моменту успел сыграть главную роль в фильме Карена Шахназарова «Курьер», солист балета Владимир Тихомиров к тому моменту тоже имел небольшой опыт работы в кино.

После премьеры фильма режиссеру не раз говорили, что это кино направлено против молодого поколения. Но Рязанов с этим не был согласен.

— Это рассказ о крахе поколения, к которому принадлежит учительница. Эта страшная ночь показывает ей, насколько бессмысленна ее работа и жизнь. Ей педагогический результат противоположен ее намерениям. Это профессиональное фиаско учительницы. Также, это фильм о том, куда привели молодежь фальшивые лозунги, — рассказывал режиссер.

По словам Рязанова, молодые исполнители так искренне работали в кадре, что оказались очень убедительны в роли подонков.

— Я не жалею, что снял этот фильм. Для меня это кино – крик, предупреждение, диагноз болезни нашего общества. На исцеление нам понадобятся десятилетия. И то, если наша система станет демократической, а поколения смогут услышать друг друга, — заключал режиссер.

Что ж, прав был Эльдар Александрович. Десятилетия нам нужны, чтобы в школе наладился диалог поколений, чтобы они слышали друг друга.

С момента премьеры фильм прошло почти 35 лет, но изменилось ли что-то? Стали ли мы ближе к решению этой проблемы?



0 коммент.: