Яpкий кинoxит пятидecятыx, гдe пилoтa aтaкoвaли aкулы

06:31 AR Ka 1 Comments

 


Яpкий кинoxит пятидecятыx, гдe пилoтa aтaкoвaли aкулы

Фильм «Последний дюйм» (1958) в своё время произвёл фурор.

В этой истории всего два героя, отец и сын, и почти всё время на экране только эти двое, но сюжет настолько захватывает, а сама лента сделала настолько качественно, что оторваться от неё невозможно.

И это при том, что для режиссёров Теодора Вульфовича и Никиты Курихина «Последний дюйм» был всего лишь первой игровой лентой, а

исполнитель главной роли Николай Крюков лишь недавно вышел из опалы.

В основе фильма — одноимённый рассказ британского писателя Джеймса Олдриджа. Олдридж придумал его в 1957 году и тогда же рассказ перевели на русский и напечатали в журнале «Огонёк».

Его заметил писатель Леонид Белокуров и решил попробовать себя как сценарист художественного кино.

Белокуров уже имел кинематографический опыт, но это было кино научно-популярное, и «Последний дюйм» оказался весьма удачной пробой пера для писателя.

Сценарий утвердили на «Ленфильме», а реализовать его дали режиссёрам Теодору Вульфовичу и Никите Курихину.

Это был сложившийся тандем, режиссёры уже дважды работали вместе. Но тоже только в научно-популярном кино, а не художественном.

Отмечу, что при просмотре фильма возникает ощущение, что к его созданию приложили руку авторы, умеющие правильно показать природу, и не только с точки зрения красоты, но и как живой организм, как особый мир, существующий по своим правилам.

Кстати, позже Вульфович и Курихин стали работать отдельно и у каждого в фильмографии появились интересные картины.

Сюжет фильма прост: лётчик Бен Энсли, работающий в Африке, сидит без работы. С ним живёт сын Дэви, которого Бен намеревается отправить к бабушке, подальше от себя.

И вдруг Бену подворачивается работа: его приятель Джиффорд предлагает отправиться к необитаемому побережью, чтобы доснять фильм про акул. Джиффорд уже снял основную часть, но теперь нужны экстремальные кадры, создавать которые небезопасно. Их-то и должен сделать Бен за неплохие деньги.

Мужчина не сразу, но соглашается и после долгих уговоров сына берёт того с собой.

Но в ходе съёмок происходит трагедия: на Бена нападают акулы. Истекающий кровью мужчина не может не то что вести самолёт, а даже двигаться.

Теперь вся надежда на юного Дэви, которому надо дотащить отца до самолёта, забросить его в кабину и доставить в больницу.


Одним из основных претендентов на главную роль был Георгий Жжёнов, но потом режиссёры отдали предпочтение Николаю Крюкову. Любопытно, что актёру было на тот момент 43 года, ровно столько же, сколько его герою.


Николай Крюков на тот момент начинал карьеру с нуля.

До войны он служил в театре Ленсовета и даже застал начало блокады Ленинграда. В конце 1941 года театр эвакуировали, а спустя год труппа оказалась в оккупации. Однако артисты продолжили выступать.

В следующем году фашисты перебросили труппу во Францию, где артисты попытались адаптироваться.

В 1945 году труппа вернулась в СССР, и часть исполнителей были осуждены за измену Родине.

Срок получила, например, Тамара Якобсон, которая спустя десятки лет замечательно сыграет возрасту героиню в фильме Николая Губенко «Из жизни отдыхающих» (1980).

Николай Крюков осуждён не был, но лишился права выступать в столичных театрах. И только в конце пятидесятых на волне массовых реабилитаций вернулся в Ленинград, где понемногу начал работать.

Вульфович и Курихин, пригласив актёра в «Последний дюйм», дали ему второй шанс на карьеру,

и Николай Крюков воспользовался им сполна: после премьеры режиссёры стали активно его приглашать, он активно снимался вплоть до ухода из жизни. Правда, в «Последнем дюйме» не слышно голоса Николая Крюкова, поскольку озвучил Бена Энсли Юрий Толубеев, но в целом это восприятию не мешает.


Исполнителя роли Дэви Славу Муратова нашли в одной из ленинградских школ. Парнишка отлично вписался в киногруппу и выложился на все сто.

Критики его хвалили и предрекали кинематографическое будущее. Однако Слава себя в кино не видел, на экране появился ещё один раз в малозаметном фильме и позже выбрал путь военного специалиста.


В роли Джиффорда предстал Михаил Глузский, уже сыгравший несколько заметных ролей, хотя главные его фильмы ещё были впереди.

Создавали ленту в Азербайджане, на берегу Каспийского моря.

Крайне занятно, что действие происходит в окрестностях рыбацкой деревушки Мургада.

Однако в рассказе Олдриджа фигурирует небольшая деревушка Хургада, с годами резко изменившаяся и ныне известная как один из самых популярных египетских курортов.


Нельзя не отметить, что «Последний дюйм», отметивший в 2018 году 60-летие, и сейчас смотрится великолепно с технической точки зрения.

Далеко не все фильмы семидесятых-восьмидесятых годов можно найти в таком феноменальном качестве.

Идеальная чёткость, насыщенные глубокие цвета, по-настоящему объёмная картинка, и это всё в пятидесятые!

(Что случилось с советским химпромом позже? Куда пропала такая киноплёнка?!) За подводные съёмки отвечала студи «Моснаучфильм» (позднее ставшая «Центрнаучфильмом»), а часть подводных эпизодов, показанных в фильме, Советский Союз закупил у французской кинокомпании «Рекен Ассосье».

В заключение пару слов о песне, прозвучавшей в ленте, которая тоже стала шлягером.

Композицию Моисея Вайнберга (музыка) и Марка Соболя (текст) исполнил Михаил Рыба, один из известнейших солистов-басов прошлого века.

А рефрен «Какое мне дело до вас до всех? А вам до меня!», звучащий в ней, кажется, не утеряет актуальности никогда.



1 комментарий: