«Peцeпт eё мoлoдocти» и вeчнaя вecнa Людмилы Гуpчeнкo

05:55 AR Ka 0 Comments

 


«Peцeпт eё мoлoдocти» и вeчнaя вecнa Людмилы Гуpчeнкo

Музыкальный фильм «Рецепт её молодости» (1983) был по факту последним ретро-фильмом. Мода на старину уходила.

Всем хотелось футуро-грёз и новых горизонтов. Конечно, будет ещё грустный «Зимний вечер в Гаграх» (1985) с воспоминаниями танцора о дивных 1950-х годах, но сама фабула – о современности и о том, как трудно быть искренним.


Ретро-кино снимали во всём мире, однако, именно в СССР оно занимало огромную нишу – вот тут я объясняю, почему практически весь развлекательный контент был «в старых ритмах».

К слову, я очень любила все эти мюзиклы и комедии «про шляпки», автомобили с клаксонами и бабушкин фокстрот.

Особенностью советского ретро-фильма была не только романтизация и эстетизация прошлого, но и размытые временные рамки сюжета.

Например, в нашей экранизации пьесы «Тётка Чарлея», действие которой происходит в начале 1890-х, дамы носят костюмы 1910-х, а фоновая хроника выдаёт кадры даже 1930-х годов.


Ретро — это сказочное «давным-давно», и, как называют это исследователи фольклора и мифологии – абсолютное эпическое время.

«Рецепт её молодости» – это экранизация пьесы Карела Чапека «Средство Макрополуса», написанной в 1922 году, но в кино-варианте нет никакого 1922 года – есть ретро-эпоха, когда носили боа, эгретки и прочие бутоньерки.

К слову, в одной из сцен мы можем видеть афишу с героиней Людмилы Гурченко …из другого фильма – из «Идеального мужа» (1980), события которого разворачиваются в 1890-х годах.

Для ретро-стиля это не важно, и 1890-е спокойно превращаются в 1920-е. Главное — шик головных уборов и дуновение ушедших эпох.


…Для 1920-х тема вечной жизни и долгоиграющей весны была невероятно популярной – везде об этом говорили и писали, поэтому «Средство Макрополуса» – актуальный тренд, как нынче это называют.

Но у этой кино-шкатулки имеется и второе дно – личность самой Людмилы Гурченко, сыгравшей Элину Макрополус.

Ту, что живёт триста лет и — мечтает о продлении жизни, ибо снадобье тоже не всесильно, и надо восполнять «силы».

Сценарист Александр Адабашьян и режиссёр Евгений Гинзбург упростили пьесу и создали нечто своё, по мотивам, где всё внимание – к танцам и песням (композитор – Георгий Гаранян), а по факту – к нескончаемой и бурной молодости Людмилы Марковны.

Нынче многие женщины в возрасте «под пятьдесят» могут выглядеть на десять лет моложе, а тогда Гурченко смотрелась, как чудо – так, в комедии «Любовь и голуби» (1984) мы не замечаем, что Вася моложе Раисы Захаровны на целую вечность (Михайлов 1944 года рождения, а Гурченко — 1935).

Большинство её ровесниц, в том числе Нина Дорошина (Надюха) были не такими.

Больше того, Гурченко изображает тридцатилетнюю Макрополус в свои 47-48 лет! Сейчас мы, конечно, сознаём, что это никакие не 30, а хорошие и правильные 47. Подтянутые, бодрые, …но под 50.

В начале 1980-х это виделось иначе. Это фильм о самой Гурченко и её одержимости красотой и бесконечным танцем. Остальное – антураж.


Фильм прекрасен декорациями, платьями, карнавальностью. Это – почерк Евгения Гинзбурга, создававшего в 1970-х годах эффектные телепроекты под общей вывеской «бенефис».

Редко показывали, но то было событие (выложено на ЮТубе, и если есть интерес, найдите бенефис Людмилы Гурченко 1978 года, не пожалеете).

Финал снят шикарно – Элина, поняв, что ей ничего не остаётся, кроме как состариться вместе со всеми, начинает вдруг видеть краски мира, недоступные ей раньше, когда ей казалось, что всё успеется.

Героиня в образе …Франчески Гааль из фильма «Петер» (1934) — мужской костюм и зачёсанные назад светлые волосы — уходит в пространство.


Сама Гурченко с этим, явно не смирялась, если судить по её пластическим операциям и нежеланию расставаться с блёстками и туфельками на высокой шпильке.

Но она так чудесна и талантлива, что ей можно быть даже странной, одержимой, нетерпимой.

И да – ещё одна занятная деталь. Александр Абдулов в роли Грегора выходит в своём «счастливом» белом костюмчике – том самом, что мелькал в «Сицилианской защите» (1980) и, конечно же, в «Чародеях» (1982).

Замечу, что костюм – современный, однако, ретро-мода позволяла подобные миксы.


В общем, если вам хочется провести вечер с приятностью и пользой, можно включить «Рецепт её молодости» (1983), а затем устроить продолжение банкета – найти в Интернете выложенный спектакль «Средство Макрополуса» (1978), поставленный в Малом Театре с Нелли Корниенко, Владимиром Кенигсоном и Эдуардом Марцевичем – там всё по тексту, и это совершенно другое произведение искусства, нежели шоу Гинзбурга.



0 коммент.: