Чувcтвeннaя диплoмнaя кopoткoмeтpaжкa, нeoжидaннo coбpaвшaя уйму мeждунapoдныx нaгpaд

04:17 AR Ka 0 Comments

 


Чувcтвeннaя диплoмнaя кopoткoмeтpaжкa, нeoжидaннo coбpaвшaя уйму мeждунapoдныx нaгpaд

Красивая и нежная история любви «Двое» (1965) с трудом пробиралась на экран, но после выхода стала открытием как для советских, так и для зарубежных зрителей.

Фильм, снятый как дипломная работа, с успехом прошёл в десятках стран, поучаствовал в крупнейших кинофестивалях, включая кинофорумы в Москве и Каннах, и получил массу призов.

Правда, со временем ленту стали показывать всё реже, и виной тому — отъезд её автора, режиссёра Михаила Богина, из СССР в 1975 году.

В 1963 году в Москве открылся Театр мимики и жеста, уникальное объединение, собравшее неслышащих артистов. Об этом событии много писали и говорили, особенно в творческой среде. Знал об и выпускник режиссёрского факультета ВГИКа Михаил Богин.

На пару с коллегой Юрием Чулюкиным они отправились на спектакль и были поражены слаженностью актёров, их ритмичностью, пластичностью и музыкальностью, несмотря на отсутствие слуха.

Одна из исполнительниц произвела на Богина особо яркое впечатление, он познакомился с девушкой и попросил её написать свою историю. Оказалось, что

Светлана когда-то слышала, но во время войны, будучи ещё девочкой, слух потеряла. Уже став взрослой, она полюбила слышащего молодого человека, но роман с ним окончился неудачно.


Тем не менее, история была романтичной, и Михаилу Богину захотелось рассказать о ней с экрана.

Вместе с Юрием Чулюкиным он написал сценарий о любви неслышащей девушки и студента-музыканта, но в Комитете по кинематографии сценарий не одобрили: показывать в кино людей, имеющих проблемы со слухом, да ещё и активно размахивающих руками, чиновникам почему-то показалось излишеством.


Михаилу Богину понадобилось больше двух лет, чтобы наконец-то добиться разрешения на съёмки. Он рассылал сценарий по другим киностудиям, но везде его отвергали. Но в конце концов «Двое» попали в Сергею Герасимову, и тот дал положительные рекомендации. Правда, на «Мосфильм» дорога была уже закрыта:

Богина уволили за настойчивое желание реализовать бесперспективный сценарий с формулировкой «профессиональная непригодность».

К счастью, через пару месяцев мытарства режиссёра завершились: добро на съёмки дала Рижская киностудия.


На главную роль, неслышащей девушки Наташи, котопая учится в цирковом училище и подрабатывает в театре осветителем, Михаил Богин решил взять ту самую Светлану, актрису из Театра мимики и жестов, чья история вдохновила его на создание сценария.

Но художница по костюмам Тамара Антонова предложили посмотреть и другую молодую артистку — Викторию Фёдорову.

С Викторией режиссёр был поверхностно знаком: он бывал в доме её матери, советской кинозвезды Зои Фёдоровой, и Вику впервые увидел ещё пятнадцатилетней. Попробовав её на роль, Михаил Богин тут же понял, что нашёл свою актрису.


Кстати,

для съёмок Виктория Фёдорова выучила на начальном уровне жестовый язык и могла на нём общаться с неслышащими партнёрами по съёмкам, которые появлялись в массовых сценах.

Михаил Богин был в восторге от сотрудничества с актрисой, а потом снял её и в своём фильме «О любви» (1970). Как и Богин, Фёдорова во второй половине семидесятых СССР оставила, перебравшись в США.


Главную мужскую роль, студента консерватории, гобоиста Сергея, получил Валентин Смирнитский, который тогда оканчивал Щукинское училище. С его кандидатурой проблем не было, его утвердили почти сразу, и с Викторией Фёдоровой они составили очень гармоничный и внешне, и внутренне дуэт.


Фото со съёмок. Виктория Фёдорова и Валентин Смирнитский. Стоят режиссёр Михаил Богин (слева) и оператор Рихард Пик

Снимали картину в Риге.

Операторы работали на улицах и в естественных интерьерах, а временами даже использовали скрытую камеру, незаметно фиксируя жизнь самых обычных людей.


К слову, при просмотре фильма иногда возникает ощущение документальности, и это неспроста. Михаил Богин понимал, что главная героиня Наташа, живущая в беззвучном мире и оттого выглядящая обделённой, может приобрести в глазах зрителей чрезмерную сентиментальность и даже слащавость.

Чтобы этого избежать, он сразу выбрал более жёсткий стиль. Во-первых, пригласил коллег по ВГИКу, студентов-заочников, специализирующихся на хронике, — Рихарда Пика и Генриха Пилипсона.

Во-вторых, дал задачу Виктории Фёдоровой сделать Наташу волевой и гордой. В реальности, как знал режиссёр из истории Светланы, неслышащие девушки мечтали о слышащих женихах, а вот Наташа будто бы снисходит до Сергея, позволяет себя добиваться, в ней явно есть сила, которой недостаёт и многим здоровым людям.

И именно этим она завоёвывает и Сергея, и зрителей.

Осенью 1965 года с лентой познакомились зрители, но ещё летом она

стала триумфатором IV Московского кинофестиваля, забрав Золотой приз в категории короткометражных фильмов.

Потом были кинофестивали в США и Германии, Турции и Франции, картину закупили 80 стран. Любопытно, что за границей фильм называли иначе. Так, в Северной Америке он шёл как «Баллада о любви», а в Латинской Америке — как «Романс без слов».

Но везде зрителей трогала романтичная история, похожая на сказочную, которую так трогательно и деликатно разыграли Виктория Фёдорова и Валентин Смирнитский.

Фильм «Двое» однозначно стоит посмотреть. Согласна с теми, кто сожалеет, что это всего лишь 40-минутная короткометражка, а не полноценная картина, которая рассказала бы, что стало с героями дальше.



0 коммент.: