Тaтьянa Дacкoвcкaя: кaк пeвицa измeнилa cудьбу «Пpeкpacнoгo дaлёкa» — гимнa пoкoлeния дeтeй, poждённыx в CCCP

11:30 AR Ka 0 Comments

 


Тaтьянa Дacкoвcкaя: кaк пeвицa измeнилa cудьбу «Пpeкpacнoгo дaлёкa» — гимнa пoкoлeния дeтeй, poждённыx в CCCP

После выхода на экраны м/ф «Умка» (1969), где прозвучала «Колыбельная медведицы», к композитору Евгению Крылатову пришла настоящая известность. Простые люди не узнавали его в лицо, но знали наизусть песни, многие из которых оказались неподвластны времени. Сегодня чаще других звучит «Прекрасное далёко» — песня-гимн поколения детей, рождённых в СССР. Как родилась композиция, кто был первым ее исполнителем и почему она до сих пор заставляет трепетать наши сердца?

Рождение шедевра

29 марта 1985 года по Первой программе ЦТ начался показ детского пятисерийного научно-фантастического фильма «Гостья из будущего» (реж. Павел Арсенов). Премьера усадила у экранов всех школьников страны. Она совпала с весенними каникулами и буквально очаровала юных зрителей трогательной историей о приключениях Алисы Селезнёвой (Наталья Гусева), попавшей в настоящее из будущего. Девочке-подростку предстояло спасти от космических пиратов фантастическое изобретение. В этом ей помогали московские школьники, с которыми она успела подружиться.

В финале картины Алиса расстается с ребятами, и ее одолевают грустные и одновременно светлые чувства. В унисон с общим настроением и звучит песня Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина «Прекрасное далёко». Композитор обычно писал музыку на уже готовые стихи. Из детских авторов предпочитал Юрия Энтина, с которым работалось очень легко. Прочитав строки «Прекрасного далёка», по его словам, «просто сел и написал».


Юрию Энтину удалось заложить в лирическое произведение глубокий философский смысл — тему ускользающего детства и надежду на лучшее. Песню можно воспринимать и как молитву («Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко!»), и как клятву («Я клянусь, что стану чище и добрее,
и в беде не брошу друга никогда…»), что не может не найти отклик в сердцах слушателей, особенно юных.

Самокритичный Энтин не верил в ошеломляющий успех песни, пока однажды не услышал ее в программе «Взгляд» в исполнении мальчика–сироты. Ведущий Владимир Мукусев так расчувствовался, что не смог сдержать слёз. Только тогда Юрий Энтин поверил, что его стихи способны «пробиться» к сердцам слушателей.


Первые исполнители

Татьяна Дасковская, дирижёр по образованию, с 1972 года числилась певицей в штате студии им. Горького и «Мосфильма». Она озвучивала картины и исполняла за кадром песни, порой даже не появляясь в титрах. Были у нее и совместные работы с Евгением Крылатовым («Русалочка, 1976; «Кольца Альманзора», 1977; «Акванавты», 1979). Однажды вечером раздался звонок композитора: «Татьяна, бери такси и приезжай. До закрытия студии всего полчаса. Нужно записать песню!»

У Дасковской были мокрые волосы, ей пришлось их сушить уже в машине. Просто так Евгений Павлович звонить не будет. Певица буквально «ворвалась» в студию за 15 минут до окончания работы. Ее ждали режиссер фильма «Гостья из будущего», музыкальный редактор и сам Крылатов. Евгений Павлович протянул ноты и слова «Прекрасного далёка». За оставшееся время успели записать два дубля. В картину вошел первый.

По окончании записи раздались аплодисменты. Это была реакция пианиста, который что-то репетировал в студии и оказался первым случайным слушателем будущего шедевра.

Почему же произошла такая спешка? Дело в том, что песню к фильму уже записала 13-летняя исполнительница. Ровесница Алисы, она спела неплохо, но интуиция Евгения Крылатова подсказывала, что донести истинный смысл произведения сможет только певица постарше. Автор «Крылатых качелей», «Песенки о лете», и «Лесного оленя» оказался прав.


Татьяна Дасковская изменила судьбу «Прекрасного далёка», но осталась никому не известной певицей. Композиция зажила своей жизнью, и на итоговом концерте «Песня года-1985» ее представляло трио «Меридиан». Евгений Крылатов предпочел для эстрадного исполнения именно этот коллектив.

Татьяна Дасковская не жаловалась, хотя за 24 года (1972-1996) подарила многим песням настоящую путевку в жизнь. Из моих любимых — «А ты знаешь?» («Точка, точка, запятая»), «Пообещайте мне любовь» («Акванавты»), «Будь со мною» («Вера, Надежда, Любовь»). Но в 90-е гг. артистка практически осталась без работы. Песен специально для нее никто не писал, а в кинематографе наступили сложные времена. Из интервью:

С девяносто шестого по девяносто девятый год не было работы вообще никакой, полная невостребованность…

Татьяна Дасковская приняла решение уехать в Германию вместе с дочерью, выпускницей академии Гнесиных. Там они создали группу «Гезанг», с которой выступают с эстрадными номерами. Летом нынешнего года певице исполнилось 77 лет.


А что сегодня

Евгений Крылатов (1934-2019) обладал музыкальным вкусом и невероятной интуицией в подборе исполнителей своих произведений. Когда в шоу «Ну-ка, все вместе!» свою кавер-версию песни «Прекрасное далёко» исполнила Ирина Бархатова из Тюмени, мне подумалось: «А одобрил бы Евгений Павлович эту версию»? Думаю, уж если делать новую аранжировку, то не ради изменения мелодии, а ради придания композиции современного звучания.

Неожиданно для себя разыскала информацию, что при жизни Евгений Павлович услышал демо-версию Сергея Арутюнова, «неудачника» седьмого сезона проекта «Голос», выбывшего на этапе «Поединков» после невероятно эффектного исполнения We Will Rock You («Мы вас раскачаем») группы Queen. Композитор попросил музыканта приехать и спеть ему «Прекрасное далёко» живьем.

Крылатова настолько впечатлило исполнение Сергея, что он решил подарить молодому артисту права на песню. Музыкант записал ее сразу, но не выпускал в свет, так как искал современное звучание. Встреча с DJ Nejtrino, одним из московских музыкальных продюсеров и диджеев с узнаваемым стилем, помогла найти то, что нужно: актуальность для сегодняшнего поколения при сохранении истинного смысла композиции.

Перед вами версия Сергея Арутюнова и DJ Nejtrino 2021 года.


Мне кажется это удачным решением, ведь последние годы мы чаще слышим легендарную песню в исполнении детских хоров. У композиции будет будущее, если из гимна поколения детей, рождённых в СССР, она станет важной частью культуры сегодняшней молодежи.

А что думаете вы?



0 коммент.: