«Кoгдa дepeвья были бoльшими» (CCCP, 1962) и «Пoчтoвый poмaн» (CCCP, 1970) — двe мeлoдpaмы, paзныe мнeния
«Кoгдa дepeвья были бoльшими» (CCCP, 1962) и «Пoчтoвый poмaн» (CCCP, 1970) — двe мeлoдpaмы, paзныe мнeния
Когда деревья были большими. СССР, 1962. Режиссер Лев Кулиджанов. Сценарист Николай Фигуровский. Актеры: Инна Гулая, Юрий Никулин, Леонид Куравлёв, Екатерина Мазурова, Василий Шукшин, Елена Королёва, Людмила Чурсина и др. 21,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Лев Кулиджанов (1923–2002) поставил 10 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Дом, в котором я живу», «Отчий дом», «Когда деревья были большими») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В этой мелодраме прежде всего привлекает замечательный и очень трогательный дуэт юной актрисы Инны Гулая (1940–1990) и впервые появившегося на экране в некомедийной роли Юрия Никулина (1921–1997).
В год выхода фильма в прокат советская кинопресса эту картину очень хвалила, хотя кинокритик Н. Лордкипанидзе и отметила, что «Когда деревья были большими» — вне всякого сомнения, умный, славный, сердечный фильм, но он выиграл бы, на наш взгляд, и от большего темперамента, и от большей тщательности в разработке всех действующих лиц, и от отсутствия в нем нескольких эпизодов, которые никак не вяжутся с общей тональностью картины. … Эта гармония, проистекающая от заинтересованности в материале, от точного и своего отношения к нему, от несомненной одаренности основных создателей фильма, и привлекает к картине «Когда деревья были большими» (Лордкипанидзе, 1962: 12).
Уже в XXI веке киновед Ирина Гращенкова писала об этой ленте так: «В полный голос тема дома, семьи, обретения духовного родства прозвучала в фильме «Когда деревья были большими»… Здесь впервые открылось глубокое драматическое дарование Юрия Никулина. … История пробуждения души и совести спившегося тунеядца, согретого добротой, любовью, доверием, утверждала веру в рядового, что называется, простого человека» (Гращенкова, 2010: 255).
Этот фильм до сих пор популярен у зрителей:
«Один из самых нежных и пронзительных кинофильмов советского кинематографа! Фильм, который хочется пересматривать еще и еще! Все актеры играют замечательно! Но вот Инна Гулая и Юрий Никулин – это что–то невообразимое! Гениально и точно сыгранные актерами два человека, про которых так и хочется сказать – «вот и встретились два одиночества». И теперь у каждого из них есть близкий и родной человек. Хорошее кино! Нестареющее! На века!» (Александр).
«Очень люблю этот фильм. Смотрю всю жизнь. Никак не насмотрюсь. Всегда жалею героя Юрия Никулина, хотя он такой здесь не очень положительный… Но артист так прекрасно сыграл (по–другому и не умел), что не хочешь, а сочувствуешь. … Инна Гулая – очаровательная, искренняя, трогательная. Замечательный у них дуэт» (Тамара).
«Прекрасный фильм. Смотрела его давно и помню только свое восхищение так неожиданно открывшимся талантом Юрия Никулина (тогда все только о том и говорили), а про девушку совсем забыла. А сейчас пересмотрела и ахнула – да ведь это же Джульетта Мазина. Боже мой, сколько глубины, сколько света в этой молоденькой Инне Гулая. И никто тогда, да и сейчас тоже, настоящего умного доброго слова о ней не сказал. Я представляю, какой трудный у нее был характер, как тяжело с ней было, вся ее жизнь этому подтверждение, но ведь мы преклоняемся перед гениями не только за это. Пожалуйста, не забывайте эту прекрасную талантливую актрису» (Разиня).
«Если от привычного и понятного киноромантизма вернуться в суровую реальность, то очень слабо верится в этакое духовное перерождение Иорданова… Кузьма усовестился, его проняло, он почувствовал себя ответственным за другого человека… Всё это вполне правдиво и жизненно. Однако – очень скоро это «озарение»’ пройдёт… И всё вернётся на круги своя. Иорданов – сложившийся, зрелый человек. То, что в нём было до его лжеотцовства, только приглушится на некоторое время, но никуда не уйдёт… Вот пообвыкнет, укоренится в своём «отцовском статусе», и всё станет как прежде. Будет Иорданов, пользуясь добротой и любовью Наташи, сидеть у неё на шее… Так же гонять лодыря, заглушая тоску–кручину бутылочкой… Поговорка «горбатого могила исправит» свою справедливость доказывает очень часто» (Л. Чесноков).
Киновед Александр Федоров
Почтовый роман. СССР, 1970. Режиссер Евгений Матвеев. Сценарист Даниил Храбровицкий. Актеры: Александр Парра, Светлана Коркошко, Юрий Каюров, Анатолий Фалькович, Евгений Матвеев, Аркадий Гашинский, Антонина Максимова, Гурген Тонунц, Николай Граббе и др. 21,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Евгений Матвеев (1922–2003) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, 7 из которых («Судьба», «Любовь земная», «Особо важное задание», «Цыган», «Почтовый роман», «Победа», «Смертный враг») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Мелодрама о любви революционера Петра Шмидта (1867–1906) «Почтовый роман» пользовалась успехом у публики, да и советская кинопресса в общем–то хвалила за идейную выдержанность и важность темы.
К примеру, статья литературного и театрального критика Николая Громова (1918–1976) в журнале «Искусство кино» подчеркивала, что «Почтовый роман» отличает «глубокая взволнованность романтической интонации, искренняя, не отрывающаяся от действительности поэтизация подвига во имя революции и во имя любви, темпераментность, изобразительная сила. Фильм, воссоздающий наше прошлое — дни русской революции 1905 года и первые годы существования Советского государства, — обращен к настоящему и лучшими своими сценами взывает к нашей молодежи, к внукам и правнукам участников былых событий, помогает воспитанию благородных чувств, преданности идеалу, верности. Яркая, приподнятая манера, в которой сознательно решена картина, вполне отвечает идейно–художественному замыслу, выражает революционный пафос эпохи и душевные порывы главного героя. Дух и стиль фильма органично взаимосвязаны. Щедрые на выдумку режиссер и оператор имели опорой невыдуманную жизнь. Романтична легендарная, знакомая нам с детства фигура лейтенанта Шмидта. Его героическая судьба, его поразительный подвиг, его смерть, всколыхнувшая всю Россию,— это поистине революционная поэма. … Фильм «Почтовый роман» поэтически утверждает бессмертие подвига, величие дела служения Революции, народу. Величие большой любви. Такое, повторяю, не часто сочетается в наших фильмах» (Громов, 1970: 17, 22).
Правда, в последней части своей статьи Н. Громов не смог удержаться от критического замечания в адрес чужеродного, как ему показалось, ввода в сюжет Ленина и Дзержинского: «решение этой лишней в фильме сцены — и сценарное, и режиссерское, и актерское,— к великому огорчению, оставляет желать лучшего. Мы не заметили ничего нового и необходимого картине в раскрытии образа Владимира Ильича талантливым Ю. Каюровым. Актер произносит монолог, поучает собеседника, который почему–то заявил, что «любовь расслабляет», — при этом образ, созданный Ю. Каюровым, становится назидательным и иллюстративным. А. Фалькович вынужден рисовать Феликса Эдмундовича, необычайно чуткого, умевшего чувствовать тончайшие движения человеческой души, «ортодоксальным сухарем», по выражению его старшего собеседника… Досадное чувство вызывает эта сцена» (Громов, 1970: 21).
Сегодняшние зрители относятся к «Почтовому роману» неоднозначно: «Очень люблю Евгения Матвеева и как актера, и как режиссера. Любовь – это его любимая тема. Но не все его работы мне нравятся… Этот фильм, да и сюжет тоже, не произвели на меня таких сильных впечатлений, как на других зрителей. … сюжет меня не заинтересовал» (М. Новикова).
0 коммент.: