Oкaзывaeтcя, Кaтepинa eщe нa пикникe cкaзaлo Гoшe, чтo oнa диpeктop. Чтo eщe измeнил Мeньшoв в cцeнapии "Мocквa cлeзaм нe вepит"
Oкaзывaeтcя, Кaтepинa eщe нa пикникe cкaзaлo Гoшe, чтo oнa диpeктop. Чтo eщe измeнил Мeньшoв в cцeнapии "Мocквa cлeзaм нe вepит"
В 1980 году мелодрама Владимира Меньшова была признана лучшим фильмом года по опросу журнала "Советский экран" и заняла второе место в списке лидеров отечественного кинопроката (после "Пиратов XX века). Здесь необходимо внести уточнение. В интернете широко растиражирована книга Валентина Черных "Москва слезам не верит". Но не все знают, что она написана уже ПОСЛЕ выхода фильма на экраны и его оглушительного успеха. Если я не ошибаюсь, книга вышла уже в 1990-е. Там много подробностей про героев, которых нет в экранизации, детально описывается роман Катерины с героем Олега Табакова, фигурирует сотрудник КГБ Еровшин, и так далее. Например, Катерина по книге приехала из города Красногордска Псковской области. Но мы сейчас будем разбирать именно оригинальный сценарий, с которым работал Владимир Меньшов. Он тоже есть в интернете, и не нужно путать эти два текста. Сценарий назывался "Дважды солгавшая", участвовал в конкурсе лучших киносценариев о Москве, попал в призеры, после чего на Мосфильме решили его экранизировать.
Валентин Черных
Владимир Меньшов внес в сценарий 44 правки. Конечно, я не буду перечислять все 44, но остановлюсь на самых существенных.
Итак, по сценарию Катерине в начале 17 лет. Александру она родила в 18, а во второй серии ее дочери 19 лет. То есть, самой Катерине - 37. В фильме она говорит: "в 40 лет жизнь только начинается", получается, что Меньшов немного состарил главную героиню, года на 3. А еще Катерина носила темно-рыжий парик, потому что начала седеть. Водя "Жигули", на дороге директор комбината отчаянно лихачила. А в жизни, кстати, Вера Алентова не умела водить машину, на съемках ей помогал помощник оператора. В фильме о родителях Катерины ничего не говорится, но в сценарии мы узнаем, что к моменту знакомства с Гошей Катин отец умер 6 лет назад, а мать заболела, поэтому, Катерина раздумывала о ее перевозе в Москву. Родом они, кстати, были из Смоленской области.
Сцену на ступеньках Дома кино придумал Меньшов. В оригинале, девушки стояли у аргентинского посольства и смотрели на шикарные машины, которые там разъезжали. По сценарию, Тося ездили на дачу с Николаем одна, без подруг, и что там происходило - не описано. Родители Николая на страницах сценария вообще не появляются. Гурина в сценарии тоже нет. На "приеме", который подруги устроили в квартире Тихомировых, был хоккеист из второй сборной, но он оказался для Людмилы "неперспективным", и она вскоре перестала с ним общаться. Сама Люда во второй серии живет в малогабаритной однокомнатной квартире, ее личная жизнь не освещается, сцена с генералом в химчистке отсутствует.
Перейдем к Рачкову. По сценарию, он пригласил Катерину не на "Голубой огонек", а на съемки КВН. Кроме того, у Рудольфа Петровича была не только мать - директриса детского сада со средним специальным образованием, но и отец - токарь. Петр Рачков гордился своей профессией, а сына называл обалдуем, мол, тот "катает тележку с объективом" без высшего образования, и нигде не учится, потому что еще нет института телевидения. Любопытно, что Меньшов убрал из фильма сцену, как Рачков провожает Катерину до высотки, а так как она уже там не живет (вернулся профессор), то сначала прячется от Рудольфа Петровича в холле, потом идет к метро, у метро видит Рачкова, и снова от него убегает. Когда Рачков приехал на завод на съемки, Катерина снова пыталась спрятаться от возлюбленного в женском туалете, но ее нашли и насильно вытащили.
Во второй части сценария очень подробно описывается работа Катерины в качестве директора комбината. В частности, есть сюжет со вводом в производство новой установки, выпускавшей некачественную продукцию - мол, "японцы такие установки еще в прошлом году сняли с производства". Комбинат отказался от нее, вступив в конфликт с руководством НИИ, разработавшем установку. В борьбе против НИИ Катерина дошла даже до министра. И сценки с Ахеджаковой в сценарии тоже нет, зато есть прием избирателей, который ведет Катерина, попутно помогая людям в решении их бытовых вопросов (квартирных, и т.п.)
Герой Олега Табакова (в сценарии у него нет имени, просто - "мужчина") готов был бросить семью, но только после того, как дочка поступит в институт, чтобы ее не травмировать. Правда, Катерина ему не верила, да и ждать не хотела. Что же касается Гоши, который в фильме мастер, слесарь высшего разряда, и работает в научном институте - в оригинальном сценарии он простой электросварщик. И ни о каком институте там не упоминается. На пикник вообще Гоша ездил без товарищей. Взял "Победу" у приятеля - "он ездит, а я ремонтирую" - и поехал. На пикнике Катерина рассказала Гоше, что она крупный руководитель промышленности, и депутат, но Гоша ей не поверил - принял за шутку, а Катя с дочкой не стали его разубеждать. Сцена с хулиганами, избивавшими Никиту, по сценарию проходила в Лаврушинском переулке, но снимали ее в одном из дворов на Ленинградском шоссе. Хулиганов было 7 человек, а с Гошей - 2 приятеля.
Были, конечно, и другие изменения, но эти - самые значительные. Как мы видим, в фильме намного больше персонажей, кроме этого, сокращен "производственный" сюжет Катерины и расширен "личный". Но, по-моему, кинокартина Меньшова от этого только выиграла, как вам кажется?
0 коммент.: