Пaмяти Лeoнидa Быкoвa. «Peбятa! Будeм жить!»

07:20 AR Ka 0 Comments

 


Пaмяти Лeoнидa Быкoвa. «Peбятa! Будeм жить!»

12 августа 1974 года на экраны страны вышел фильм Леонида Быкова, несомненно, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне — «В бой идут одни старики». И уже к концу года собрал на своих сеансах 45 миллионов зрителей.

Легендарная кинолента прорывалась на экраны с боем.


Идею фильма Быков вынашивал долго. А когда сценарий был уже готов, ленту снимать запретили. «Как-то не героически вы показываете военную тему! – сказал режиссеру чиновник из Госкино, сам войны не видавший. – Это оперетта какая-то». Откуда было знать этому чиновнику, войны в глаза не видавшему, что на самом-то деле многие сцены «Стариков» взяты из реальной жизни, из воспоминаний прославленных летчиков Советского Союза, и у каждого героя есть прототип.

Быков своего добился. Да и фронтовики его поддерживали.

Потрясенный Покрышкин

Характер у Быкова был тот еще – упертый. Сам Леонид Федорович с детства мечтал стать летчиком. Даже пытался поступить в летное училище в Ленинграде. Но его не приняли из-за скромного роста (163 см) и обмана (приплюсовал себе пару лет). Следующая попытка была удачнее, но это было уже в 1945-м, война закончилась, и спецшколу ВВС расформировали. Тогда Быков решил стать артистом. Свою мечту он воплотил на экране. И фильм про летчиков снял, и сам сыграл капитана Маэстро, и рассказал в «Стариках» историю из жизни своего лучшего друга Виктора Щедранова. Лейтенант Щедранов, погибший незадолго до окончания войны, и был прототипом Смуглянки.

Быкову и его съемочной команде очень помог маршал авиации, легендарный летчик, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин – к нему режиссер обратился с просьбой дать несколько самолетов для съемок. Александр Иванович сначала хмыкнул скептически – мол, какая-то очередная нелепая история, но все же заглянул в сценарий. Заглянул – и проглотил его целиком за ночь. Покрышкин был так потрясен, что распорядился немедленно выдать для фильма пять самолетов – четыре учебных ЯКа и один чехословацкий Zlin, который «загримировали» под «Мессершмитт». Машины были доставлены на место съемок – на киевский аэродром Чайка.

Плохо смываемая свастика

Тут у Быкова нарисовалась еще одна сложность. Вместо цветной широкоформатной пленки ему выделили узкоформатную черно-белую. Но проблема обернулась удачей – в черно-белом варианте картина получилась гораздо реалистичней, особенно в сочетании с кадрами военной хроники.

Консультантами фильма стали генерал авиации Герой Советского Союза Семен Харламов и боевой летчик Анатолий Иванов. Бывшие фронтовики помогали приспособить учебные самолеты для крупных планов, а художники из съемочной команды старательно их разрисовывали. Причем гуашью, чтобы потом все можно было смыть. Правда, весь антураж пару раз некстати размывал ночной дождь, так что умельцы приноровились добавлять в гуашь клей. Все вышло отлично. Правда, потом, по окончании съемок, самолеты никак не отмывались, и курсантам долго пришлось тренироваться на самолетах хорошо если со звездами, а кому-то и с полустертой свастикой. Местное население изрядно ругалось по этому поводу.

Факты

  • Премьера фильма «В бой идут одни «старики» состоялась в январе 1974 года. После показа перед аплодисментами повисла минутная тишина – многие фронтовики плакали.
  • В 2009 году «Стариков» раскрасили и сделали это удачно, открыв картину для молодого поколения, не привыкшего смотреть черно-белое кино.
  • Быков осуществил свою давнюю мечту и освоил управление самолетом во время съемок фильма.
  • Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт.
  • Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков
  • Поющая эскадрилья действительно существовала. Там же служил Виталий Попков, ставший прототипом героев фильма. Правда была и в том, что летчики создали собственный хор и давали концерты, чтобы поднять моральный дух людей на освобожденных территориях.Не выдумка и рисунок с нотным станом на штурмовике, который красовался на боевом Ил-2 летчика Василия Емельяненко.


Прототипы

У Маэстро прототипов было двое. Первый – дважды Герой Советского Союза летчик Виталий Попков, чья военная эскадрилья была прозвана поющей, потому что там реально имелся собственный хор и джаз-оркестр, которым Виталий Иванович лично руководил. И даже реальный позывной у него был «Маэстро». Попкова-Маэстро очень уважал за талант сам Утесов. Кстати, случай с трофейным «Мессер-шмиттом» взят из жизни Виталия Попкова – было дело, когда пехотинцы из-за вылета на немецком самолете приняли его за фрица и решили проучить. Пришлось драться, а потом мириться, чокаясь кружкой со спиртом.

Второй прототип – героический летчик Василий Емельяненко. Когда-то он учился в консерватории на композитора, и это именно на его самолете красовались ноты, диез и скрипичный ключ. В общем, идея с нотами – отсюда.

Кстати, к 70-летию Победы и в память о «Стариках» Ульяновский автозавод выпустил «УАЗ Хантер» с нотами на боку.

Смуглянка


Сергей Подгорный попал в «Старики» 19-летним красавцем-студентом театрального училища. А после премьеры стал звездой, ему прочили блестящее будущее, его одолевали поклонницы. Слава, конечно, снесла парню голову. И хотя у Подгорного был настоящий талант, больше таких ролей, как в «Стариках», у него не было, а вместо девичьих ласк он по большей части имел дело с гробами – работал плотником.

Иногда его приглашали в кино – но только на роли бомжей или алкоголиков. Типаж соответствовал. Полжизни он, живя в деревне под Киевом, безуспешно лечился от алкоголизма и тихо угасал. В его неудачной судьбе никто не виноват. «Смуглянка» умер от инсульта десять лет назад, дожив до 57 лет. Хоронили его под знаменитую песню «Смуглянка».

Эта песня запала в душу Быкову еще в детстве, когда он услышал ее впервые в поезде. Песня была написана поэтом Шведовым и композитором Новиковым примерно в 39-м или 40-м году как песня о бессарабских партизанах времен Гражданской войны. Ее до фильма никто особо-то и не знал: один раз в 1944-м исполнил Ансамбль имени Александрова, а потом забыли. И через 30 лет «Смуглянка» родилась второй раз – в «Стариках». Теперь ее уже воспринимали как историю о партизанах Великой Отечественной.

Слава тебе, Макарыч!


Помните сцену, где Маэстро и Макарыч сидят возле памятника погибшим летчицам? Ее сняли с одного дубля – и тот был, собственно, кинопробой Алексея Смирнова. Актер, сыгравший механика Макарыча, сам прошел всю войну и знал все ее ужасы, испытания и потери. Поэтому и плакал он в кадре на самом деле. Леонид Быков не стал переснимать эту сцену – так и взяли этот единственный эпизод с кинопроб. Смирнов, которого многие помнят только по комедийным ролям, очень гордился ролью Макарыча и сокрушался, что так поздно нашел своего режиссера и родственную душу. Быков знал, насколько ранима душа этого внешне грубоватого человека. Интересно, что деятели из Госкино категорически возражали против кандидатуры Смирнова, но Быков быстро окоротил цензоров, сказав, что Макарыча будет играть только Алексей Смирнов, бывший фронтовик, герой войны, дважды кавалер ордена Славы и кавалер ордена Красной Звезды, не говоря уже о медалях.

Их с Быковым действительно объединяла крепкая дружба. 11 апреля 1979 года Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Когда его хоронили, звучала «Смуглянка», как Быков и завещал. Алексей Смирнов не смог свыкнуться с потерей друга. Попал в больницу и скончался 7 мая того же 79-го года. На его родине, в Данилове Ярославской области, пять лет назад появился кинотеатр под названием «Макарыч». А на «Ленфильме» в прошлом году открыли мемориальную доску в его честь.

«И лучшая награда для нас – когда они [ветераны] говорят: «Да, это было так»», – подчеркивал в интервью Леонид Быков.

Цитаты

Пацанов не брать. В бой идут одни «старики»!

* * *

Макарыч! Принимай аппарат! Во! Махнул не глядя!

* * *

В девятнадцатом сонете Шекспир сказал: «Гуляй, Вася!»

* * *

Война — это все приходящее, а вечна.

* * *

— Вот в Берлине, на самой высокой уцелевшей стене, я с огромной любовью напишу: «Развалинами Рейхстага удовлетворён». И можно ехать домой сады опрыскивать.
— Командир, когда вы будете в Берлине автографы оставлять, я вас очень прошу, посмотрите повнимательнее. Там уже будут наши подписи… первой эскадрильи.
— Да какая разница, браток: наши, ваши…
— И вообще там первым распишется рядовой пехотный Ваня. Да и по праву.

* * *

Человечество должно же когда-нибудь понять, что ненависть разрушает. Созидает только любовь!

Незадолго до гибели Леонид Быков написал друзьям: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну.Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей. А то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните», кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца. Вы заметили, что режиссёр я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока».



0 коммент.: