“Пocлeдний дюйм” Никoлaя Кpюкoвa. B чём жизнeннaя дpaмa иcтиннo нapoднoгo aктёpa?

08:06 AR Ka 0 Comments

 


“Пocлeдний дюйм” Никoлaя Кpюкoвa. B чём жизнeннaя дpaмa иcтиннo нapoднoгo aктёpa?

Начало пути

Начало творческой биографии Николая Крюкова, родившегося в 1915 году в небольшом селе Тверской губернии, – вполне типично для актеров его поколения.

После окончания школы в 1932 году он начал трудиться на одном из ленинградских заводов, где и открыл для себя мир самодеятельного театра.

Успех на любительской сцене привел к решению получить профессиональное образование: талантливого юношу приняли в студию при БДТ. Завершив учебу, Крюков поступил в труппу театра, который возглавлял режиссер С. Радлов.

В 1935 году в возрасте 20 лет закончил её и стал служить в труппе театра-студии, которой руководил Сергей Радлов.


Молодому актеру не пришлось долго довольствоваться ролью статиста – спустя 2 года, он сыграл Лаэрта в «Гамлете», и был положительно отмечен театральной критикой.

В это же время состоялся и кинодебют Крюкова, снявшегося в картине «Морской пост». Через два года артиста пригласили в новый фильм, но съемки откладывались: сначала из-за замечаний к идеологическому содержанию сценария, а затем – началась война.

Актеры театра в составе агитбригад участвовали в концертах для участников фронта, и вместе с тем – продолжали давать представления в блокадном городе. В 1942 году театр был эвакуирован в Пятигорск.

Оккупация

Этот год разделил судьбу Крюкова на две половины: «до» – и «после». В марте актеры, едва восстановившие силы от перенесенного голода, начали давать спектакли на пятигорской сцене.

Но линия фронта неумолимо приближалась к городу, а новая эвакуация театра оттягивалась, чтобы избежать панических слухов среди населения. В августе Пятигорск был захвачен фашистами, и не успевшие выехать артисты были принуждены оккупационными властями возобновить работу.

Спустя 5 месяцев КавМинВоды были освобождены от захватчиков, но буквально накануне отступающие немецкие войска отправили актеров в товарном вагоне в Запорожье.

Там им пришлось выступать на сцене местного ДК, а еще через полгода их снова перевозят – на сей раз в Берлин. Конец войны близился, и в подвергавшемся бомбежкам городе было не до театральных постановок.

Часть артистов смогли перебраться в городок на юге Франции, а затем в Париж. В 1945 году труппа вернулась на родину, где ее ожидали новые суровые испытания.

Режиссер Радлов и его супруга оказались в лагере, будучи обвиненными по статье «измена Родине». Выйти из заключения удалось лишь Сергею Радлову, впоследствии он был реабилитирован.

По Николаю Крюкову репрессивная машина не прошлась таким беспощадным катком: он избежал ареста, но путь на сцены столичных театров ему был заказан почти на 10 лет.

Актер сменил немало провинциальных трупп, и только после наступления «оттепели» смог вернуться в Ленинград. Здесь, начиная с 1958 года, он заново строит свою карьеру, на этот раз – развернувшись лицом к кинематографу.


С летчика в ленте «Последний дюйм» началась вереница созданных им образов – людей, сильных духом, не покорившихся внешним обстоятельствам.

В возрасте 45 лет Крюков обрел долгожданное семейное счастье, женившись на актрисе Лилии Гуровой.

Последние годы





В актерской «копилке» Крюкова – более 110 киноролей, многие из которых были эпизодическими, и тем не менее запомнились зрителям. И все же, в глазах кинематографического начальства, пребывание на оккупированной территории оставалось «темным пятном» в его биографии.

Лишь этим фактом можно объяснить то, что востребованный и талантливый актер был удостоен звания заслуженного артиста лишь за 2 года до своей смерти, в 1991 году.

Хотя регалии и правительственные награды кажутся не такими важными, когда удается завоевать подлинное зрительское признание. На памятнике над могилой актера выбиты лаконичные слова – «Истинно народный». И этим все сказано.



0 коммент.: