Кaк oтнocилacь к Пушкину Нaтaлья Гoнчapoвa

09:48 AR Ka 0 Comments

 

В.И.Гау, портрет Н.Пушкиной

Кaк oтнocилacь к Пушкину Нaтaлья Гoнчapoвa

«Огончарован» - писал Пушкин о своём чувстве к молодой жене. А вот об отношении Натальи историки говорят разное. Кто-то уверен, что московская красавица была совершенно равнодушна к поэту и не интересовалась его стихами. Другие считают, что всё не так однозначно. Попробуем разобраться: как относилась к Пушкину Наталья Гончарова.

От предложения до согласия был пройден немалый путь. Гончаровы не сразу согласились выдать свою дочь за Пушкина. Потребовались уговоры и время. Семья рассуждала вполне логично: поэт и знаменитость – это, конечно, хорошо. Но куда надежнее был бы генерал, граф с хорошей придворной должностью, или владелец уральских заводов. При всём своем безграничном таланте Александр Сергеевич не котировался как завидный жених. Да ещё и умудрялся попадать в неприятные истории, как в Одессе с саранчой.

Понимая, что дело разваливается на глазах, уговаривать родных принялась сама Наталья Гончарова. В письме к дедушке, Афанасию Николаевичу, она была очень красноречива:

«Я… узнала те мнения, которые вам о нём внушают, и умоляю вас по любви вашей ко мне не верить оным…»

усадьба в с. Ярополец, принадлежавшая Гончаровым

Речь, конечно, идёт о Пушкине. И о той «славе», которую он снискал: мот, игрок, вспыльчивый человек. Состояния, ради которого можно было бы закрыть глаза на характер, у поэта не было. Титула или высокого звания тоже. А еще семья считалась очень «интересной». С дядей шумно развелась жена, прадед сам подавал на развод с супругой (и общество долго смаковало детали того дела). Родная сестра Пушкина сбежала из дома, чтобы обвенчаться с любимым человеком вопреки воле своих родителей. Не фамилия, а сплошные нарушения устоев!

Тем не менее, прелестная Наталья склонила семью согласиться на её брак с поэтом. Правда, много позже Марина Цветаева напишет об этом: не от сердца шло согласие, а по «равнодушию красавицы». Категоричная Цветаева назовёт это «шагом куклы». Но что же думали те, кто видели всё воочию? Второй директор Царскосельского лицея, Егор Энгельгардт, написал в марте 1831 года (прошло около месяца после свадьбы Пушкина) своему выпускнику, Матюшкину:

«Знаешь ли, что Пушкин женился? Жена его москвичка… очень любезная… Жаль её: она верно будет несчастлива. В нём только и хорошего, что его стихотворческий дар, да и тот, кажется, исчезает».

кадр из фильма "Пушкин. Последняя дуэль"

Про Гончарову в обществе говорили: да, очень красива. Несомненно хороша! Но отмечали её сдержанность и спокойствие, которые часто принимали за холодность. Внучка Кутузова, графиня Долли Фикельмон, была уверена, что жена Пушкина меланхолична и погружена в себя, и писала об этом в своих дневниках. Гончарову сравнивали со статуей, мраморной дивой.

Возможно, таковой была её натура? Ведь ещё невестой (а мы помним, что именно Наталья настаивала на свадьбе) Гончарова не выглядела влюблённой без памяти. Пушкин жаловался, что её письма сухи и кратки, меньше визитной карточки, а будущей тёще рассыпал жалобы:

«Рассеянность и то безразличие, с какими приняла меня м-ль Натали…»

Иное дело – после женитьбы. «Я женат и счастлив», - весело признавался Пушкин. Почти до самого последнего момента он не был уверен, что дело завершится благополучно, но в феврале 1831 года он всё же повел Наталью к алтарю. Завершились месяцы тревог! Поэт выдохнул спокойно, и в светских гостиных с удовольствием представлял знакомым свою красивую и очень молодую жену.

Пушкин и Гончарова, иллюстрация Е.Устинова

А она… словно изваяние. Изысканна, хорошо одета, умеет нравиться. И равнодушна? Так считал, по крайней мере, известный пушкинист Павел Щёголев. Дескать, в своё сердце Гончарова мужа не впустила. И пошла за него, потому что иных блестящих перспектив перед ней не открывалось. Классической бесприданницей Наталья не была (хотя считалось, что семейство находится в сложном положении), но в Москве хватало других красавиц, с приличным состоянием и тысячами крепостных душ.

Семейная жизнь Пушкиных омрачалась как раз этим – нехваткой средств. Авдотья Панаева пересказывала с чужих слов историю о том, как владелец книжной лавки, Смирдин, пришёл к поэту домой, а тот сразу отправил посетителя к жене. И Наталья вела диалог по-деловому:

«Вы не получите от меня рукописи, пока не принесёте мне сто золотых вместо пятидесяти… Муж мой дёшево продал вам стихи. В шесть часов принесёте».

предположительный портрет Н.Гончаровой на рукописи "Медного всадника"

Могла ли Панаева ошибаться? Вполне. Она ведь не присутствовала при этом разговоре. Однако общество не очень жаловало Натали. Упрекали Гончарову и в кокетстве, а после смерти поэта её не раз назовут главной виновницей дуэли с Дантесом. Противников и защитников этой версии до сих пор очень много. И также как и сто лет назад, историки будут спорить, как относилась к Пушкину его жена, Наталья Гончарова.

Но несомненно то, что она прожила в браке с Александром Сергеевичем шесть лет, стала матерью четверых его детей, и именно о ней поэт неизменно отзывался с обожанием и восторгом. Даже его упреки в письмах к ней полны нежности. Он пишет легко, чуть иронично, и даже недовольство высказывает так, чтобы не задеть чувств Натальи. "Огончарован" ею окончательно и бесповоротно.



0 коммент.: