"Кaк cдeлaть тaк, чтoбы cтapocть былa cчacтьeм, a нe мукoй": 3 пpoнзитeльныe цитaты Нaтaльи Бexтepeвoй

10:25 AR Ka 0 Comments

 


"Кaк cдeлaть тaк, чтoбы cтapocть былa cчacтьeм, a нe мукoй": 3 пpoнзитeльныe цитaты Нaтaльи Бexтepeвoй

Наталья Бехтерева - кандидат биологических наук, советский ученый в области мозга, академик АН СССР. Воспитанница детдома, которая смогла приблизиться к пониманию работы мозга и того, как он делают наши жизнь счастливыми или несчастными.

Старость - это такая же молодость, только со своими правилами 

«Старость - такая же молодость, такая же жизнь: человек хочет быть счастливым, заинтересованным в своей жизни, заниматься чем-то интересным, общаться - все то же самое, что и у молодых.» - Наталья считала, что ритм жизни взрослого человека, если он хочет быть активным и довольным жизнью, не должен сильно снижаться в сравнении с молодыми, тогда и старость будет больше походить на живую молодость: «У нас какое главное событие в жизни? Пенсия. Старческие каникулы, как называет их один мой знакомый - идея хорошая, но люди не знают, что с этим всем делать - начинают чахнуть, не находят себе дело: у детей свои дела, друзей хороших не все имеют, финансы редко позволяет сделать что-то интересное и создается ощущение, что жизнь проходит - старость пришла».

Наталья Бехтерева, как нейрофизиолог считала, что проблемы всегда начинаются с головы: «Закрадываются мысли о старости, что жизнь подходит к концу и так оно и случается» - говорила она. «Взрослому человеку прежде всего нужно понять, что старость - такая же жизнь и чтобы не превращать жизнь в существование, нужно что-то делать: интересовать новым, напрягать извилины, пробовать новые виды активности, ставить планы и цели. Пока мозг человека активен и его мыслительные ресурсы направлены на решение каких-то задача - все здорово, но как только этих задач нет, мозг начинает заниматься само копанием и буквально роет себе яму» - говорила Наталья. «Взрослый человек, если он не может придумать себе задачу - это трагедия. Начать ведь можно с малого: хоть велосипед приобрести, хоть книги хорошие читать, хоть место жительства сменить - что угодно, но задачи и планы должны быть - мозг должен их решать, иначе переключиться на ерунду».

Мозги нужно нагружать правильно 

«Вторая проблема возрастных людей: мы думаем, что уже все знаем и учиться нам не нужно». Наталья полагала, что вся жизнь - это обучение: «Как только прекращается обучение, угасает жизнь» - говорила она: «Все же очень просто: шахматисты, учителя, архитекторы, деятели умственной сферы... Пока они заняты своим делом, вплоть до почтенного возраста - жизни в них предостаточно, а мозги работают на зависть молодым, но как только бросают - жизнь затихает, поэтому я все говорю: "Не бросайте жить, учитесь! Чему угодно, но учитесь, нагружайте мозги!"». С точки зрения мозга, любое новое знание - это процесс создания новых нейронов и нейронных связей - нейрогенез. Современная наука связывает депрессию со снижением нейрогенеза. Но чтобы запустить процесс нейрогенеза, учиться и нагружать мозг нужно правильно.

«Не все понимают, что такое правильный процесс обучение: взяли в руку книгу и вообразили из себя интеллектуалов, а мозги то не работают! От ходьбы никто себя интеллектуалом не считает, но стоит взять в руки книгу - и сразу "профэссора". Дело в том, что ходить и читать мы научились так хорошо, что мозг не тратит на это когнитивную энергию - ноги сами идут по дорожке, а глаза бегут по тексту, интерпретируя его без усилий - это использование старых наработок, они не развивает мозг»- говорила Наталья. «Если мы хотим, чтобы мозг был активным, а жизнь приносила удовольствие, тренировать мозги нужно правильно: не просто читать без осмысления, как робот, а осознавать. Легче всего понять, о чем я говорю - это сделать паузу в чтении и сказать: "А что я только что прочитал? Что интересного я вынес? Какие мысли я могу выделить?" Это и есть думать! А обычное чтение, бессознательное - это имитация».

О плохих воспоминаниях и мыслях 

«Важно понимать, как работает наш мозг, чтобы не делать жизнь несчастной. Допустим мы прекрасно понимаем, что каждый человек сейчас умеет читать так хорошо, будто он Олимпиец по чтению, по сравнении с теми, кто умел читать четыре-пять веков назад. Почему? Потому что делаем это много и часто - связи между нейронами укрепляются и это дается нам легко: чем чаще мы что-то делаем, тем крепче это закрепляется в мозгу и лучше получается. Но это палка о двух концах» - говорит Наталья: «Точно также мы можем жестко консервировать плохие мысли и негативный настрой к жизни. Я часто спрашиваю у людей: Вы зачем о плохом думаете, что это вам даст? - "Не знаю, говорят, оно само!"».

«Чем чаще мы думаем о плохом, о страхах, о негативных моментах прошлого, тем сильнее укореняем их в мозге, в личности - создается ощущение, что они доминируют в жизни, хотя это мы сами их и укрепили постоянной умственной жвачкой: жуем эти скудные страхи и негатив, но пережевать не можем. Выход здесь одновременно простой и сложный: лучший вариант - это не думать о плохом и думать о хорошем - так просто и сложно. Думая о хороших моментах, о целях и позитиве, мы укрепляем эти моменты и создаем такое же мышление - адаптивное, направленное на поиск хорошего. Кто-то видит в дожде угрюмость и печаль, а кто-то видит, как дышит природа и наслаждается долгожданной прохладой, видит в этом картинную эстетику - это всего лишь два подхода к жизни. Каждый выбирает, какой подход ему укреплять».



0 коммент.: