«Aниcкин и Фaнтoмac» — coвeтcкий шepиф и влияниe фpaнцузcкoй пoп-культуpы

10:31 AR Ka 0 Comments

 

Кадр из фильма «Анискин и Фантомас» (1973). Скриншот.

«Aниcкин и Фaнтoмac» — coвeтcкий шepиф и влияниe фpaнцузcкoй пoп-культуpы

О сельском участковом Фёдоре Ивановиче Анискине (грандиозный Михаил Жаров!) из деревни Сосновка было снято три хороших фильма, но остановлюсь на одном – самом знаменитом. Итак, «Анискин и Фантомас» (1973). Некие злоумышленники в масках-чулках ограбили кассира и местный шериф (а ведь хозяйское поведение Анискина реально похоже на стиль шерифа Дикого Запада) расследует громкое дело.

Кадр из фильма «Анискин и Фантомас» (1973). Скриншот.

На кону приличная сумма, зарплата сплавщиков леса (понимаете, да, что это не копейки?) Вообще, такие преступления участковым не по статусу, но мы же имеем дело с искусством, цель которого в СССР – воспитывать зрителя. Надо было явить неотвратимость наказаний, а не просветить по части Уголовно-Процессуального Кодекса.

Что в этом фильме интересно? Прежде всего, бешеная популярность французской саги про Фантомаса. Тогда этим антигероем «переболели» многие мальчишки. Нынче всё это созерцать невозможно – скучно, громко и наивно. Тогда как «Анжелику – маркизу ангелов», которую упоминают в паре с «Фантомасом», до сих пор смотрят, и есть любители. Допустим, я.

Кадры из фильма «Фантомас» (1964) и «Анискин и Фантомас» (1973). Скриншоты.

Но вернёмся в Сосновку на Оби. Два хулиганистых пацана попали под влияние местного киномеханика Голубкова (Алексей Сафонов, ну, Рольф из «Семнадцати мгновений») и под видом игры в Фантомаса грабанули кассиршу. Потом выясняется, что ребяткам эти тысячи не были интересны – Петька Опанасенко и Витька Матушкин преследовали иную цель.

Голубков коварно (как Фантомас, чёрт подери!) внушил мальчикам, что тётка везёт протокол, связанный с пьяной дракой Опанасенко-старшего. Мол, если не выкрасть бумагу, отцу Витьки дадут три года колонии. На деле всё проще, и никто никого не собирался привлекать к уголовной ответственности. Голубков подло использовал сыновние чувства ранимого, нервного и жёсткого подростка.

К слову, «Анискин и Фантомас», в отличие от советских детективов, где преступник известен с самого начала, скроен по классическому канону, и участковый должен размотать весь клубок. Мы до конца не знаем, кто же виновник. Линии и судьбы, не связанные с ограблением, также прекрасны – и красотка-продавщица возраста 45+ (богиня Лидия Смирнова), и местный гуманитарий, директор клуба (Роман Ткачук, он же пан Владек из «Кабачка»), и мудрая жена шерифа-участкового (Татьяна Пельтцер, которая всегда к месту).

И вот, что подумалось. Об Анискине. А не о Фантомасе. Такие вот Анискины помнили, кто на их участке – Фантомас, кто – Анжелика, маркиза ангелов, а кто нуждался в помощи и социализации. Беседа с участковым была важнейшим фактором предупреждения правонарушений. Он сразу отмечал чужаков и «тёмных личностей» в подведомственном пространстве.

Кадр из фильма «Анискин и Фантомас» (1973). Скриншот.

Одна из причин низкого уровня преступности в СССР – тщательная работа Анискиных. В фильме (и в произведениях Виля Липатова) участковый смотрится этаким хозяином местности. Учит жизни детей и родителей, вторгается в частные пределы, ведёт себя довольно бесцеремонно. Если по-честному. Но результат – важнее. Слава Анискину!

Zina Korzina (c)



0 коммент.: