«Цapицa бaлa» Aллa Лapиoнoвa

11:34 AR Ka 0 Comments

 


«Цapицa бaлa» Aллa Лapиoнoвa

В мае 1954 года вышел на экраны фильм Исидора Анненского «Анна на шее», и у советского зрителя он вызвал неописуемый восторг. Бились рекорды по посещаемости, открытки с изображением Аллы Ларионовой сметались с прилавков киосков. Никогда еще экранизация нашей классики не вызывала такого ажиотажа у публики.

Культурная прослойка населения страны имела неоднозначное отношение к картине. Фильм критиковали, и количество восторгов было умеренным. Сама Анна, какой описал её Чехов, была во многом противоположностью образу Аллы Ларионовой: темноволосой и темноглазой, щурилась, картавила.


Интеллигенция понимала, что Анненским снят не чеховский материал. Мир, куда в итоге попала Анна, описан Чеховым страшным, душным. А на экране все не только не увидели разоблачения это мира, но наоборот, увидели его прославление. Этот мир блистал и веселился, флиртовал и пил шампанское, и царицей этого бесконечного бала была обворожительная Алла Ларионова.

А. Ларионова. «Анна на шее». 1954 г.

Недоволен был выбором актрисы на роль Анны и Александр Вертинский. Уж он то еще застал то самое чеховское время. Но Исидор Анненский был непреклонен. Он видел в роли Анны только Ларионову и выбрал её из числа 22 претенденток.

Советская цензура тоже осталась не довольна вышедшей картиной. Критики нашли её вульгарной, и даже — сейчас это просто покажется смешным — порнографической.

Впрочем, уже в период съёмок Вертинский и Ларионова подружились. Наш великий шансонье, познакомившись с артисткой поближе вполне оценил этот роскошный бриллиант. Их дружба продолжалась все последующие три года, пока Вертинский ещё был жив. Он даже должен был стать крёстным её дочки Алёны, но умер за месяц до её рождения.

А. Вертинский и А. Ларионова. «Анна на шее»

Сами съёмки и всякие роскошности в кадре часто требовали больших усилий. Например, после бала героиня должна была проснуться в роскошной кровати, которой на Мосфильме не оказалось. Нашли её у актёра Евгения Моргунова.

Он дал в аренду киностудии свою кровать за хорошую сумму, что, зная деньголюбивость Евгения Александровича, вовсе не странно. А потом ещё с присущим ему цинично-моргуновским юмором всем рассказывал, что мы с Аллой Ларионовой спали в одной кровати.

Из-за нехватки павильонов одну из сцен снимали в гараже киностудии, где Алла Ларионова ходит в тоненьком пеньюаре в неотапливаемом помещении при нулевой температуре. А потом ещё там же, в пропахшем бензином гараже, нежится в кровати, изображая райское наслаждение.

Казалось, что теперь молодую красавицу, являющуюся олицетворением советского кинематографа, Аллу Ларионову, будут снимать бесконечно много. Казалось, что её ждёт огромная слава. Но получилось иначе. Алла Ларионова — «царица бала» — стала модной, как сейчас говорят — медийной персоной. А медийную персону окружают скандалы, зависть, слухи и сплетни.

Поводов к сплетням было немало. И поскольку тогда не было жёлтой прессы, а только роились и роились слухи, актрисе было очень непросто.

«Анна на шее». 1954 г.

Алле Ларионовой приписывались бесчисленные романы со многими деятелями культуры и партноменклатуры, доходящей чуть ли не до членов ЦК КПСС. Особенный скандал был связан с именем министра культуры — Георгием Фёдоровичем Александровым.

В 50-е годы этот министр стал в центре сексуального скандала как растлитель юных актрис, из которых он собрал целый тайный публичный дом. И почему-то Алла Ларионова фигурировала везде как главная любовница министра и как хозяйка тайного артистического притона.

Александров действительно благоволил Ларионовой, восхищался её красотой. И часто посещал съёмки «Анны на шее». Это безусловно все видели, и конечно же доброхоты распространяли сплетни. Вскоре министра Александрова уволили с его должности, а бедной Алле Дмитриевне пришлось даже писать какие-то покаянные письма с совершенно нелепыми оправданиями в том, чего не было.

Безобразно скандально закончился её гражданский брак с актёром Иваном Переверзевым. Ей в молодости очень нравились мужчины в возрасте.

В 1956 году они вместе снимались в Минске в картине «Полесская легенда», в которой по сюжету немолодому мужу навязали родственники молодую, но нелюбимую жену. Ситуация в фильме оказалась пророческой.

Известный Казанова и красавец Иван Переверзев втайне от Аллы женился на другой артистке и продолжал жить с обеими. Обе одновременно от него забеременели. Алла Дмитриевна была в шоке от измены своего любимого. Она его действительно страстно любила.

Полесская легенда. И. Переверзев и А. Ларионова. 1956 год.

Вот что значит профессионализм. А. Ларионова еще несколько месяцев участвовала в съёмках «Полесской легенды» с Переверзевым, ни разу ему не признавшись в том, что всё знает. Потом в большой депрессии, беременная приехала в Москву. И тут пробил час её верного пажа — кумира всех советских девушек — Николая Рыбникова.

Николай Рыбников в то время был в периоде своего артистического расцвета. Он как раз снимался в знаменитой «Весне на Заречной улице» (Кстати этот фильм тоже был неким прототипом его любви к А. Ларионовой). Взяв трёхдневный отпуск, он отлучился со съёмок и уговорил Аллу Ларионову выйти за него замуж. Тем самым он практически спас честь своей возлюбленной. А той, в свою очередь, было некуда деваться, кроме как идти под венец.

Николай Рыбников полюбил Аллу Ларионову еще на первых курсах ВГИКа. В общей сложности его ухаживаниям к моменту брака исполнилось 9 лет. Получалась интересная история: в Рыбникова были влюблены целые полчища женщин, а он неистово любил только одну. Ларионова была для него богиня и икона.

Так было до брака, и так оставалось и после него всю его дальнейшую жизнь. А супружеской жизни им было отведено как в сказке: тридцать лет и три года. Он удочерил её ребёнка Алёну, а через четыре года у супругов родилась своя дочь — Арина.

Н. Рыбников и А. Ларионова.

Любила ли Алла Дмитриевна своего звёздного избранника? Это очень сложный вопрос. По крайней мере выходя замуж она ему поставила несколько условий: избавить её от домашних хлопот, готовки, стирки и уборок и предоставить ей определённую свободу. Конечно же верный паж Колясик не мог прекословить своему Лапусику. Так ласково они друг друга называли.

Началась их непростая жизнь. Две ярчайшие звезды под телескопами и микроскопами поклонниц, поклонников и недоброжелатей. А лично для Николая Николаевича Рыбникова началась жизнь с «Аллой на шее». Но этот хомут был сладостен для него.

***

Наша ВГИКовская контора ковала поистине золотые кадры. Даже актрис невеликого таланта выпускали в жизнь обученными и знающими про профессию киноактёра всё. И наши красавицы играли и держали марку ВГИКа всю жизнь. Хотя многим с их красотой особенно и играть было не надо. По крайней мере Исидор Анненский именно это и говорил Алле Ларионовой. Просил её только давить фактурой. Но Алла Дмитриевна ещё могла и играть. Карло Понти в своё время очень много потратил сил чтобы его муза София Лорен научилась играть, а не только в кадре давила фактурой. В итоге она стала больше, чем манекенщица лишь через долгие годы. В Италии ВГИКов не было.

Интересно, что её не хотел брать на курс Сергей Герасимов. Он не видел в ней красоты: крупные черты лица, безбровая, некрасивая и нефотогеничная. Таков был вердикт мастера. Отстояла Ларионову наша «Хозяйка медной горы», Тамара Макарова. Она своим женским чутьём поняла, что из этого гадкого утёнка скоро вырастет настоящая царевна-лебедь.

«Садко». Любава.

Так оно и получилось. Её первая большая роль в кино была в «Садко». Ларионовой тогда исполнился 21 год, и она уже стала прекрасным лебедем. Её Любава впечатлила многих. После триумфа «Анны на шее» были Оливия в «Двенадцатой ночи», Анна Сергеевна Одинцова в «Отцах и детях», Лиза в «Млечном пути».

«Отцы и дети». Анна Сергеевна Одинцова.

Но в 60-е годы мода на Аллу Ларионову закончилась. Причём почти синхронно окончилась мода и на её супруга. Их обоих снимали всё реже и реже. И всё больше они оставались в своём звёздном прошлом.

Возможностью большой перезагрузки их карьер в 1971 году мог стать фильм «Седьмое небо». Ларионова и Рыбников играют в фильме главные роли. Но почему-то фильм не стал явлением в нашем кино. Как-то его прохладно встретили, а потом и вовсе забыли.

Немного жаль, что не получила должной оценки роль Аллы Дмитриевны в картине В. Чеботарёва «Дикий мёд». Очень мощная картина про войну получилась. Ларионова там не погнушалась выглядеть в недостойном для звезды виде. Грязная ползает по окопам, застаренная и постриженная. Картина очень тяжёлая. Но, возможно, это лучшая актёрская работа Аллы Дмитриевны. И конечно же она просто великолепно сыграла в коротеньком фильме «Ведьма». Сколько скрытой страсти в каждом её движении. Как красиво она молчит в кадре.

«Дикикй мёд». 1965 г. Варвара Княжич, фронтовой корреспондент.

«Ведьма». А. Ларионова и Э. Гарин.

Страсть вообще была присуща её натуре. Она быстро влюблялась. Причём мощно и сильно. Но умела владеть собой, когда надо. Как она сама говорила своим подругам: «Я делаю это для блеска глаз». По своей внутренней страстности она была равна нашей великой Нонне Мордюковой. К сожалению, до её Колясика слишком часто доходили всякие разговоры о романах его Лапусика. Небезосновательны были его подозрения.

В 70-е годы Рыбников, который с годами всё интенсивней подсаживался на стакан, даже стал рукоприкладствовать в отношении своей богини. Но всё же их долгие отношения были очень трогательные, и семья продолжала существовать назло многим завистникам.


Как говорила сама Алла Дмитриевна, по-настоящему она оценила любовь Рыбникова и свои чувства к нему только после того, как его не стало. Десятилетие жизни без мужа стало для неё тяжелейшим временем испытаний.

Когда все словно забыли её. Когда не было ролей и денег. Когда она ездила в гости к подругам, чтобы просто от души покушать. И когда ей приходилось жить со спивающейся дочерью Ариной и её собутыльниками.

В этом году актрисе исполнилось бы 90 лет. Молодое поколение уже живёт с другими кумирами, и многим такие имена как Н. Рыбников и А. Ларионова ничего не скажут. Наши кумиры остались в другом измерении. Но огромное счастье для нас то, что они были.



0 коммент.: