Aндpeй Cмиpнoв: Лeгeндapный peжиccёp и cъёмки «Бeлopуccкoгo вoкзaлa»
Aндpeй Cмиpнoв: Лeгeндapный peжиccёp и cъёмки «Бeлopуccкoгo вoкзaлa»
Андрей Смирнов не только талантливый актёр, он снял один из лучших советских фильмов о войне «Белорусский вокзал». Песня звучащая в фильме «Нам нужна одна победа», стала гимном ветеранов. На протяжении более полувека без неё не обходится ни одно празднование Дня Победы.
Семья
Андрей Сергеевич родился 12 марта 1941 г. в Москве. Его отец Сергей Смирнов — знаменитый советский писатель, который многое сделал для увековечения памяти героев войны. Он написал почти три десятка книг о войне. Его бестселлер «Брестская крепость» переиздавалась много раз и была ни однажды экранизирована.
Мама была пианисткой. Андрей рос старшим ребёнком в семье. Его брат Константин Смирнов стал журналистом и телеведущим.
Первые работы
Андрей окончил ВГИК, мастерскую Михаила Ромма в 1962 г. Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Эй, кто-нибудь!». Затем в 1964 г. на экраны вышел полный метр «Пядь земли», по одноимённой повести Григория Бакланова. С блистательными актёрами в главных ролях: Александром Збруевым, Эллией Сухановой, Евгением Урбанским и др.
Недоверие Госкино
Фильм «Белорусский вокзал» Андрею Смирнову пришлось пробивать с диким трудом. Сценарий Вадима Трунина цензура не пропускала, он пролежал больше года. Режиссёр вместе со сценаристом его несколько раз переписывали. Помог Михаил Ромм.
Он поручился своим партийным билетом за молодого режиссёра. Когда началась подготовка к съёмкам, Смирнова и Трунина вызвал начальник Госкино Сытин, чтобы они подписали бумагу, что их фильм не будет антисоветским.
Затем чиновникам не понравилось, что в фильме у героев неустроенные судьбы, уныло показана советская жизнь. И вновь вмешался Ромм — разногласия были устранены.
Медсестра «не та»
В фильме друзья-фронтовики приезжают в гости к медсестре, с которой они воевали. На роль медсестры режиссёр пригласил Нину Ургант, она была единственной претенденткой на эту роль: «Нина, с огромным обаянием, женственностью, у неё специфический свет из глаз, которого нет у других»,- рассказывал Андрей Сергеевич.
Но его вызвал директор «Мосфильма» Сурин и в приказном порядке заставил сделать пробы с Инной Макаровой. Худсовет принял решение, что Маркова подходит больше на роль медсестры…
Андрей Смирнов написал заявление об отказе работать над окончанием фильма и просьбе убрать его имя из титров, после чего уехал к своему товарищу на дачу. На четвертый за ним приехала мосфильмовская машина. Руководство разрешило снимать Нину Ургант.
Песня
Сценарист Вадим Трунин придумал, что в конце фильма должна быть песня. Режиссёр перебрал многие военные композиции, но сценаристу они не нравились.
Он интуитивно чувствовал, что песня должна быть новой, а написать её должен Окуджава. Но проблема заключалась в том, что в то время Окуджава песен не писал… Создатели дали поэту прочитать сценарий, но он его «не зацепил». Тогда режиссёр показал ему весь материал и глаза Окуджавы загорелись.
Булат Окуджава написал слова, но Андрею Смирнову они показались странноватыми. Он дал текст Трунину и тот воскликнул: «Это то что надо! Будто любитель какой-то эту песню посочинял».
Однако музыка Окуджаве никак не давалась. Однажды собрались Андрей Смирнов, Альфред Шнитке, Трунин и Окуджава. Булат Шалвович показал Шнитке начало и припев, но как соединить музыку он не знал.
Шнитке быстро всё сделал, но при этом категорически отказался, чтобы его имя было в титрах фильма, потому что музыки в картине было крайне мало.
Песня была готова, но редактору не понравились слова: «А нынче нам нужна одна победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!». Съёмочной группе не дали разрешения на запись песни.
Андрей Смирнов попросил приятеля заказать смену по другой картине. В итоге три куплета песни слепили из трех разных дублей. Сцена с песней в конце фильма стала самой яркой и пронзительной. А песня — гимном ветеранов, без которой не обходится ни один День Победы.
Дальнейшее творчество
Андрей Сергеевич после «Белорусского вокзала» снял ещё 2 фильма и оставил режиссуру. Он начал сниматься как артист, писал пьесы и ставил спектакли в театре как режиссёр. Коллеги Андрея Смирнова характеризуют его, как широко образованного человека, он в совершенстве знает французский и английский языки.
В 70 лет он вернулся к режиссёрской работе в кино. Тем не менее, главный свой фильм режиссёр снял в 29 лет. «Белорусский вокзал» вошёл в Золотой фонд отечественного кино. Творческую династию продолжила его дочь — Авдотья Смирнова и сын Алексей Смирнов.
0 коммент.: