Bыучилacь нa дaму, a жить пpeдcтoит в бeднocти. Мaлoизвecтный шeдeвp вeликoгo xудoжникa-пepeдвижникa Bacилия Пepoвa

08:37 AR Ka 0 Comments

 


Bыучилacь нa дaму, a жить пpeдcтoит в бeднocти. Мaлoизвecтный шeдeвp вeликoгo xудoжникa-пepeдвижникa Bacилия Пepoвa

Василий Григорьевич Перов — великий русский художник, который считался самым талантливым участником знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок.

Путь Перова в искусство был тернист и сложен. Детство и юность Василия Григорьевича прошло «под знаком незаконнорожденного» — Перов родился от внебрачной связи губернского прокурора барона Г. К. Криденера и гражданки А.И. Ивановной, уроженки города Тобольска. Даже дата рождения художника приблизительна — 21 или 23 декабря 1834 года. Василий не имел права носить фамилию и титул отца и носил придуманную фамилию «Васильев».

Фамилия «Перов» изначально была прозвищем мальчика. Так называл будущего художника учитель грамоты, провинциальный дьячок, отметивший усердие Василия и его превосходный почерк.

В детстве Перов переболел оспой, которая сильно ослабила его зрение. Тем не менее, это не помешало мальчику заинтересоваться живописью. Отец, барон Криденер, поспособствовал поступлению Василия в художественную школу им. Ступина в Арзамасе. Увы, окончить образовательное учреждение Василию не удалось: у подростка произошел конфликт с одним из учеников, и Перов предпочел оставить школу.

Впрочем, к тому моменту Василий был уже вполне сложившимся художником. Вскоре им были написаны такие картины, как «Нищий, просящий милостыню», «Народное гуляние в семик», «Деревенская тройка».

Перов едет в Москву, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1860-ому году 26-летний Василий Перов уже считается одним из лучших художников страны.

В наше время картины Василия Григорьевича широко известны — такие шедевры, как «Проводы покойника», «Приезд гувернантки», «Утопленница» знают все. Однако, есть в творческом наследии Перова полотно, которое известно гораздо меньше, хотя именно оно является квинтэссенцией творческого метода художника.

Это незавершенная картина Василия Перова под условным названием «Приезд институтки к слепому отцу» (художник не успел назвать свою работу).

По рассказам членов семьи Перова, Василий Григорьевич работал над «Институткой» с каким-то особенным вдохновением и большой любовью. Художник поставил перед собой задачу — показать на полотне всю гамму сложных душевных переживаний, которые испытывает изображенная на картине девушка.

Сюжет картины прост. Юная выпускница института благородных девиц — судя по платью, Смольного института — самого престижного в стране, наконец, прибыла домой. Но дома все разительно изменилось. Вместо бойкого, хорошо зарабатывающего папеньки, который, вероятно, и устроил любимую дочь в институт, девушку встречает слепой, исхудалый, слабый старик.

Девушка бросается к папеньке, в ее лице — страдание и жалость, она смотрит на отца так, как будто не верит, что это он, как будто не узнает его. А отец водит по лицу дочери холодными, бледными пальцами, силясь узнать черты той девочки, что много лет назад уехала из родительского дома, а теперь вернулась повзрослевшая и похорошевшая.

На институтке — светлое платье, ее волосы убраны в аккуратную прическу. В Смольном девушку научили быть дамой, научили общаться с людьми самого высокого круга, вплоть до представителей высшей аристократии. Однако, реальность оказалась совсем иной. Брошенная на пол шелковая черная перчатка — как знак краха иллюзий. Все мечты, все ожидания девушки разбиваются о суровую реальность жизни. Пока она жила в Институте и училась хорошим манерам, ее отец ослеп, обеднел.

Что теперь есть у нее? Эта бедная комната, слепой отец, о котором нужно заботиться, пожилая мать. Нужны ли кому-то полученные ею в Смольном институте знания? Где она сможет их применить? Устроиться гувернанткой в богатый дом? Стать репетитором для недорослей из обеспеченных семей?

Может, и так. Но пока у девушки за душой нет ни гроша. Даже услуги извозчика, который, не доверяя «дамочке», поднялся вслед за ней в комнату, чтобы получить расчет, оплачивает мать.

Молодость и красота институтки контрастируют с ветшающей обстановкой комнаты, с болезненным видом отца. Сможет ли она найти себя в этом жестоком мире за пределами классной комнаты? Сможет ли помочь отцу и матери?

Кто знает…

Но вот оно, это великое полотно:

В.Г. Перов «Приезд институтки к слепому отцу». Конец 1860-х годов.



0 коммент.: