Caмый иcтopичecкий гepoй Baдимa Cпиpидoнoвa, пpoживший нa экpaнe цeлую жизнь

12:32 AR Ka 0 Comments

 

Клуб «Советские фильмы»

Caмый иcтopичecкий гepoй Baдимa Cпиpидoнoвa, пpoживший нa экpaнe цeлую жизнь

В 1983 году вышла заключительная серия телесаги «Вечный зов», где Вадим Спиридонов сыграл, наверное, главную роль всей жизни (и уж точно самую запомнившуюся) — Фёдора Савельева. «Вечный зов» рассказал о жизни нескольких семей на протяжении десятков лет, поэтому зрители видели, как герои взрослеют и стареют, как на смену им приходят дети и внуки. В то же время вышел кинофильм, тоже повествовавший о десятилетиях жизни, но уже одной семьи.

Семьи, вошедшей в российскую историю, семьи, стоявшей у истоков отечественной промышленности, семьи, которую и сегодня помнят и чтут на Урале и по всей стране. Семьи Демидовых, начавших восхождение при Петре Первом.

Сценарий для фильма «Демидовы» написали Эдуард Володарский и Владимир Акимов. Вдохновила их на создание трилогия Евгения Фёдорова «Каменный пояс», посвящённая династии Демидовых.

Роль Акинфия Демидова, второго представителя династии который и начал осваивать Урал, сразу писалась под конкретного актёра — Вадима Спиридонова.

Эдуард Володарский и Вадим Спиридонов давно дружили, драматург даже не представлял, кто ещё может стать мощным, властительным, но неимоверно целеустремлённым Акинфием. И дело тут было вовсе не в желании помочь другу в карьере: Вадим Спиридонов к тому моменту был очень популярен и режиссёрами востребован. Дело было в темперамента актёра, его безусловном таланте и умении перевоплощаться.

Кадр из фильма. Михаил Казаков и Вадим Спиридонов

Снимать ленту о событиях на Урале решили на самом Урале, сценарий отправился на Свердловскую киностудию, где его вручили Ярополку Лапшину, работавшему там уже больше двадцати лет. В активе Лапшина уже были сильные работы исторического направления: «Угрюм-река» (1968) и «Приваловские миллионы» (1972), так что выбор режисёра тоже был довольно очевиден. Но тут возникла проблема:

когда Ярополк Лапшин узнал, что Эдуард Володарский настаивает на участии, причём в главной роли, Вадима Спиридонова, он попросту испугался и начал отказываться.

Фото со съёмок. Вадим Спиридонов и Ярополк Лапшин

Лапшину было известно, что артист горяч и часто отстаивает собственное видение персонажа, столкновений на площадке он не хотел. Тем не менее Вадима Спиридонова утвердили.

Ярополку Лапшину всё-таки пришлось во время съёмок не раз убедиться, что его опасения были не напрасны:

с исполнителем он время от времени действительно ссорился, а однажды дело и вовсе едва не дошло до рукопашной.

Фото со съёмок. В центре — Вадим Спиридонов

Сам Вадим к роли готовился очень тщательно. Впрочем, ученик Сергея Герасимова и не мог быть иным.

Актёр стал завсегдатаем Ленинской библиотеки и перечитал массу исторической литературы, изучил хроники, законспектировал документы тех времён.

Фото со съёмок. В центре — Вадим Спиридонов

И всё для того, чтобы не просто сыграть Акинфия Демидова, а стать им. Забегая вперёд, могу сказать, что роль Акинфия — это настоящая жемчужина в фильмографии Вадима Спиридонова и все усилия, и его, и режиссёра, окупились более чем.

Фото со съёмок. Александр Лазарев и Евгений Евстигнеев

Роль Никиты Демидова, отца Никиты, получил Евгений Евстигнеев. Его участие в фильме тоже стало удачей. Критики потом писали, что Никита Демидов в исполнении Евгения Евстигнеева получился очень достоверным: это делец, но радеющий о России.

Кадр из фильма. Евгений Евстигнеев

Это корыстолюбец, но ответственный и знающий дело. Это истинный торгаш, но умеющий правильно распоряжаться деньгами.

А вот исполнителя роли Петра Первого оценили не все.

Фото со съёмок. Ярополк Лапшин и Александр Лазарев

На эту роль Ярополк Лапшин выбрал Александра Лазарева. После выхода картины многие зрители сочли, что внешнего сходства Лазарева и царя гримеры в известной мере добились, но вот темперамента и грандиозности у Александра Лазарева для императоры было всё же недостаточно.

Фото со съёмок

Столь же сомнительным показался и выбор Леонида Куравлёва на роль Александра Меншикова. Леониду Куравлёву и его киноперсонажам никогда не была свойственна хитрость, склонность к стяжательству, рвачество и шкурничество.

А ведь светлейший князь как раз и вошёл в историю как человек, к рукам которого липнет буквально всё. Меншиков, сыгранный Куравлёвым, получился не таким ярким, каким был в жизни по свидетельству современников,

скорей, просто петровским товарищем, каким он был в начале карьеры, а не хитроумным царедворцем, каким он стал в начале 18 века.

Фото со съёмок. Леонид Куравлёв и Евгений Евстигнеев

Две главные женские роли достались Любови Полехиной и Татьяне Ташковой.

Кадр из фильма. Любов Полехина и Вадим Спиридонов

Первая сыграла нелюбимую жену Евдокию, за которую просватал Акинфия отец ради огромного приданного (пущенного потом на строительство уральских заводов),

Кадр из фильма. Татьяна Ташкова

а вторая стала возлюбленной Акинфия, чувство к которой он пронёс через годы. В образах российских императриц появились Людмила Чурсина (Екатерина Первая) и Лидия Федосеева-Шукшина (Анна Иоанновна). В остальных ролях — два десятка советских знаменитостей: Валерий Золотухин, Михаил Казаков, Николай Скоробогатов, Юрий Саранцев, Александр Ермаков, Лев Борисов, Всеволод Ларионов, Юрий Назаров и другие исполнители.

Кадр из фильма. Вадим Спиридонов в образе совсем юного Акинфия

Всем им пришлось понемногу стареть на экране, поскольку действие «Демидовых» начинается в 1700-ом году, а завершается уже в середине 18 века.

Разительнее всех менялся Вадим Спиридонов (ему уже приходилось это делать в «Вечном зове»: если в начале это молодой парень, то в финале Акинфий уже сильно постаревший, даже слегка подряхлевший, поседевший мужчина. Самому Вадиму на момент съёмок было около 40.

Кадр из фильма. Вадим Спиридонов в образе Акинфия средних лет

Снимали двухсерийную ленты под Свердловском на реке Чусовой. Для съёмок выстроили серьёзные декорации, часть костюмов прислала киностудия «Мосфильм». К работе над исторической сагой подключились Пермский ипподром, предоставивший коней, и плотницкая артель Красноуфимска, изготовившая кареты и сани.

Кадр из фильма. Валерий Золотухин

Эпизоды с работой кузнецов снимали на Верх-Исетском металлургическом и Северском трубном заводах. На Верх-Исетском заводе группе посчастливилось найти неработающую домну, это была находка уникальная, почти музейная. Домна не раз появилась в кадре и добавила колорита. А в ряде сцен появились настоящие заводские рабочие-кузнецы, которые снимались по выходным.

Люди по собственной инициативе приходили на площадку, их гримировали, выдавали костюмы и они изображали демидовских рабочих.

А ещё поспособствовали съёмкам ленинградские музейщики: ради некоторых сцен с Петром группу пустили в Петродворец (сразу опознаются, например, интерьеры дубового петровского кабинета).

Кадр из фильма. Лилия Федосеева-Шукшина и Михаил Казаков

Ну и конечно же, не могла обойтись история о Демидовых без Невьянской башни, которая была построена по указу Акинфия. Именно башня, своего рода символ уральской промышленности, открывает обе серии ленты.

Кадр из фильма. Невьянская башня

Увы, снять её целиком не получилось: в восьмидесятые вокруг башни было уже очень много современных построек. Поэтому пришлось делать макет и снимать его, а потом дорабатывать кадры на монтаже.

Фото со съёмок. Вот так башню и снимали

В августе 1983 года «Демидовых» выпустили. Нельзя сказать, что это был громкий успех, однако фильм был замечен и оценён довольно высоко.

И потому, что в нём появилась плеяда советских знаменитостей, и потому, что это безукоризненное кино и с точки зрения драматургии, и с точки зрения исторической достоверности, и с точки зрения подготовки.

Что сказать в итоге? На мой взгляд, фильм «Демидовы» не то чтобы рекомендуется, а обязателен к просмотру. Это отличная работа, довольно динамичная, ничуть не скучная и очень познавательная. А ещё, наверное, ленту надо показывать будущим кинематографистам (и режиссёрам, и актёрам) как пример того, каким должно быть Кино, именно Кино, с большой буквы.

В «Демидовых» несколько раз возникал вопрос, нужно ли поступать так, как подсказывает сердце, или следует действовать так, как требует голова. На какой позиции стоите вы?



0 коммент.: