Bлaдимиp Мeньшoв. Eгo бoгoтвopили зpитeли, нo нeдoлюбливaлa бoгeмa

14:33 AR Ka 0 Comments

 


Bлaдимиp Мeньшoв. Eгo бoгoтвopили зpитeли, нo нeдoлюбливaлa бoгeмa

Владимир Меньшов больше снимался как актер, чем снимал сам. Зато все его фильмы входят в золотой фонд отечественного кино, и их пересматривают до сих пор. 5 июля Владимира Валентиновича не стало. Давайте вспомним этого замечательного режиссера, актера и просто очень хорошего, исключительно порядочного человека.

Две страсти юного Володи

Владимир Валентинович родился в семье военного и крестьянки. Отец окончил мореходное училище, служил первым помощником капитана, а с 1939 года перешел на службу в ряды НКВД. Мать была дочерью зажиточных крестьян. После революции, чтобы не попасть под каток раскулачивания, женщина устроилась горничной на рейсовое судно, где и познакомилась со своим будущем супругом.

В 1939 году у пары родился сын Владимир, а спустя два года – дочь Ирина. Семья в то время проживала в Баку. Маленького Володю с ранних лет окружал густой аромат шашлыков и запах свежих томатов. С тех пор Меньшов навсегда был очарован кавказской кухней и культурой. Семья часто переезжала из региона в регион, и домашний быт, мягко говоря, оставлял желать лучшего.

По воспоминаниям Владимира Меньшова, они снимали комнаты в ветхих домах без удобств, где не было ни отопления, ни водопровода.


Еще в младших классах мальчик пристрастился к чтению. Каждый день после уроков подолгу засиживался в школьной библиотеке, взахлеб читал приключенческие романы, классику. Любовь к чтению он впоследствии сохранит на всю жизнь и соберет в доме большую коллекцию книг.

Второй страстью юного Володи стало кино. Он раз за разом пересматривал советские фильмы, а многие диалоги оттуда знал наизусть. Много читал литературы по истории кино и киноискусству.

После окончания школы с серебряной медалью выпускник решил связать свою жизнь с кинематографом. Несмотря на возражения отца, который хотел видеть сына офицером, Владимир отправился в Москву поступать во ВГИК. Но вступительные испытания не прошел и вынужден был вернуться домой. Семья тогда жила в Астрахани. Меньшов пошел работать токарем на местный завод.

Жизнь еще не раз помотает будущего режиссера. Позже он поработает матросом-водолазом в Баку, станет добывать уголь в воркутинских шахтах. Но мечту о кино не оставит. И его упорство будет вознаграждено.

Москва слезам не верит

Столица покорилась Меньшову с четвертой попытки. Владимир поступил в Школу-студию МХАТ. В годы студенчества он стал выступать на одной сцене с известными советскими актерами (пусть и в массовке), которых когда-то видел только в журналах. При этом и преподаватели, и однокурсники по отношению к Владимиру были настроены пессимистично.

Первые не видели в нем актерского таланта, вторые считали, что ему не повезло с внешностью. Но Владимир не унывал. Он с головой погрузился в историю кино, был полон идей, постоянно что-то писал, придумывал.


Единственным человеком, разглядевшим потенциал Меньшова, была его однокурсница Вера Алентова одна из первых красавиц Школы-студии МХАТ в то время. Дружеские отношения плавно переросли в любовь, и к концу второго курса молодые люди поженились. Пережили они многое: безденежье, бытовую неустроенность, вынужденную разлуку.

Но их брак выдержал испытание временем. Вместе они прожили более 50 лет, воспитав прекрасную дочь Юлию, которая пошла по стопам своих родителей и стала актрисой.


После окончания Школы-студии в московские театральные труппы Меньшова так никто и не пригласил. И Владимир по распределению отправился в Ставрополь, где два года прослужил в краевом драматическом театре имени Лермонтова. Вернувшись в столицу, он поступил в аспирантуру при кафедре режиссуры ВГИК и успешно ее окончил в 1970 году.

Тогда же Владимир стал соавтором сценария к короткометражке своего однокурсника Александра Павловского «Счастливый Кукушкин», а заодно и дебютировал в ней в главной роли. Фильм получил главный приз киевского кинофестиваля «Молодость-71». Позже у Меньшова были еще две главные роли – в фильмах «Человек на своем месте» и «Соленый пес».

И снова приз за лучшую актерскую работу на всесоюзном фестивале в Алма-Ате. Режиссеры, наконец, заметили перспективного артиста и стали приглашать его в свои картины. Но амбициозный молодой человек и сам хотел попробовать свои силы в режиссуре.


И вот в 1976 году Меньшов снял свой первый полнометражный фильм «Розыгрыш». Примечательно, что никто из мастеров не хотел браться за безнадежный, по их мнению, проект. Сценарий много лет пылился «в столе». А режиссер-новичок рискнул и выиграл.

Получилось очень мощное жизненное кино о старшеклассниках и их системе ценностей (к слову, в нем дебютировал совсем еще юный Дмитрий Харатьян), которое не стыдно пересматривать и сегодня.

Режиссура – дело всей жизни

На волне успеха Владимир Меньшов тут же стал работать над новым фильмом, который впоследствии принесет ему мировую известность. Все мы, конечно же, прекрасно знаем это кино – «Москва слезам не верит». Легендарная кинокартина лично для меня является настольным фильмом. В год выхода кино посмотрели почти 85 миллионов (!) зрителей только в СССР. Права на показ фильма выкупили более сотни стран.


Зато многие коллеги Меньшова прямо-таки исходили желчью от зависти и разнесли кинокартину в пух и прах. Мол, такую дешевку они бы и сами легко сняли «на коленке». А уж когда кино получило «Оскар», то некоторые собратья по режиссерскому цеху даже настрочили на Меньшова доносы. Причина их зависти, на мой взгляд, объяснялась просто.

Владимир Валентинович так и не стал в кинотусовке полностью своим. Он не принадлежал к столичной элите, происходил из обычной семьи и сам пробивал себе дорогу к успеху. И вдруг этот провинциал получил мировое признание.

Такой наглости московская богема не стерпела. Отсюда и разгромная критика в прессе тех лет. В итоге на церемонию вручения «Оскара» режиссера не пустили. Якобы он был неблагонадежным. Заветная статуэтка нашла своего героя лишь восемь лет спустя.


Лирическая комедия «Любовь и голуби» стала еще одним киношедевром Владимира Меньшова. И здесь тоже не обошлось без скандалов. В стране началась антиалкогольная кампания. А режиссер наотрез отказался вырезать крамольные, по мнению комиссии, сцены. В итоге фильм лег на полку.

Но через полгода «ветер перемен» подул в другую сторону, и кинокартину выпустили в прокат. Позже Меньшов еще не раз проявит свою твердость и принципиальную позицию. Увы, таких порядочных людей в сегодняшней кинотусовке осталось немного.

Несмотря на то, что Владимир Меньшов много работал как актер, главным делом своей жизни он всегда считал именно режиссуру. Упор делал именно на качество, а не на количество. Владимир Валентинович оставил после себя прекрасное режиссерское наследие.



0 коммент.: