Bиктop Bacнeцoв. Кaк cлoжилacь жизнь извecтнoгo xудoжникa-cкaзoчникa

14:25 AR Ka 0 Comments

 


Bиктop Bacнeцoв. Кaк cлoжилacь жизнь извecтнoгo xудoжникa-cкaзoчникa

Виктор Васнецов умел мастерски погружать в атмосферу русских сказок. Его картины наполнены ощущением чуда. Сразу вспоминаются слова «Там русский дух, там Русью пахнет». Художник смог развить новое направление в русском искусстве.

Как все начиналось

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии в семье сельского священника. Семья являлась многодетной. Любимым развлечением детишек было усесться на печи и слушать сказки, которые рассказывала бабушка или погрузиться в истории путников, нашедших временное пристанище у Васнецовых.

Маленький Витя жадно впитывал рассказы о неизведанных местах, о вымышленных созданиях, о чудесах случавшихся с героями. Отец семейства был человеком разносторонним и обучал своих детей не только грамоте, но и умению рисовать. Из всей детворы больше всего способностей к живописи показывали сыновья Витя и Аполлинарий (тоже стал художником).

Виктор обучался в Вятском духовном училище, потом перешел в Вятскую духовную семинарию. Годы учебы укрепляли в нем желание уехать и начать профессионально обучаться рисованию.

В 1867 году Виктор Васнецов отправляется в Петербург поступать в Академию художеств. Огромный и прекрасный город так поразил молодого семинариста, что он внезапно засомневался в своих силах. На экзамене он быстро справился с работой, но заметив усмешку стоящего неподалеку молодого человека, решил, что провалился. Расстроенный Васнецов не пришел узнавать результаты экзамена, так как был уверен, что не взяли.

Весь год Виктор посвятил случайным заработкам, а когда пришел на следующий год делать новую попытку сдать экзамен, узнал, что его приняли еще в прошлом году.

Васнецов был серьезным и способным учеником. На начальном этапе своей творческой жизни молодой художник был увлечен созданием работ с бытовыми сценами, особенно ему понравилось рисовать в духе критического реализма.



В 1875 году Васнецов завершил обучение, а спустя два года женился на любимой девушке — Александре Рязанцевой. Она принадлежала к большому купеческому роду в Вятке, но была бесприданницей.

Сперва Александра обучалась в вятской гимназии, потом переехала в Петербург и поступила на женские врачебные курсы медико-хирургической академии. Она стала одной из самых первых русских женщин-врачей.

Виктор Михайлович и Александра Владимировна познакомились в Петербурге. Они столкнулись в библиотеке, разговорились и поняли, что родственные души.

Их венчание состоялось 11 ноября 1877 года.


Брак оказался счастливым. У супругов была идиллия и взаимопонимание. В семье родилось пятеро детей: Татьяна (1879–1961), Борис (1880–1919), Алексей (1882–1949), Михаил (1884–1972), Владимир (1889–1953).

Первое время денег супругам не хватало. Их первоначальный совместный капитал составлял всего 48 рублей. Васнецов мечтал о собственном доме, но не простой избушке. Ему хотелось большой терем, чтобы прямо как из сказки. И через года он смог осуществить свою мечту — построил большой деревянный дом в Москве. Второй этаж художник оборудовал под мастерскую.



Чем все завершилось

Васнецов начал выставлять свои картины еще со времен обучения в Академии, потом продолжил, присоединившись к выставкам художников-передвижников. Известность пришла к нему рано. Но с каждым годом он понимал, что все не то. Ему хотелось рисовать Аленушку, Ивана-царевича, Царевну-лягушку, богатырей…

Далеко не все художники и критики поняли выбор Васнецова, но он решил, что будет писать то, что хочет, даже если его работы перестанут быть востребованными.



Не перестали. Картины Васнецова находили отклик в сердцах зрителей. Критик Стасов заявил, что «Витязь на распутье» лучшая работа художника.


Это род тяжелого, немножко неуклюжего, как и следует, Руслана, раздумывающего о своей дороге на поле битвы, где валяющиеся по земле кости и черепа поросли «травой забвения». Большой с надписью камень, торчащий из земли, богатырский конь, грузный, лохматый, ничуть не идеальный, и в самом деле исторический, такой, на каких должны были ездить Ильи Муромцы и Добрыни, и которых найдешь, сколько угодно, унылость во всем поле, красная полоска зари на дальнем горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура, — все это вместе составляет картину с сильным историческим настроением

Но были другие шедевры со сказочным сюжетом: «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри».




Особое место в жизни Васнецова занимало знакомство с семейством мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Мамонтов поощрял в художнике стремление к сказочным сюжетам. В его имении Абрамцево Васнецов вдохновлялся, любовался природой и всматривался в лица людей, пытаясь найти персонажей, которые окажутся на его полотнах. Именно в Абрамцево он встретил героиню известной всем картины «Аленушка».

Виктор Михайлович Васнецов увлекался не только живописью, он оставил глубокий след в создании великолепных росписей и сделал несколько архитектурных проектов, включая собственный дом.

Около десяти лет художник расписывал огромный Владимирский собор. Был случай, когда он потерял равновесие и рухнул с высоких лесов. Его спасло чудо, он одеждой зацепился за доску. Васнецов был уверен, что в работе над собором ему помогает сам Господь.




После росписей в соборе, Васнецов начал собирать древние иконы. Их тогда не особенно ценили, случалось даже, что уничтожали. Благодаря Виктору Михайловичу была собрана большая коллекция старинных икон.

После революции 1917 года художник уже не так активно участвовал в художественной жизни и больше занимался иллюстрированием сказок.

Васнецов прожил долгую жизнь. Можно сказать, что счастливую. Его брак продлился около пятидесяти лет. Они с женой вырастили пятерых детей и всех подняли их на ноги. Художник был востребован, талантлив, его работами продолжают восторгаться и после его смерти.

Он умер 23 июля 1926 года в Москве, в возрасте 78 лет. Его похоронили на Лазаревском кладбище, а позднее прах перенесли на Введенское кладбище.



0 коммент.: