Фильм, зaпуcтивший кинoкapьepу Лeoнидa Филaтoвa

08:43 AR Ka 0 Comments

 


Фильм, зaпуcтивший кинoкapьepу Лeoнидa Филaтoвa

Одним из главных символов советского кино шестидесятых стала драма «Девять дней одного года» (1962), история об учёных и науке, о самопожертвовании ради познания мира. В шестидесятые, когда сошлись в баталиях лирики и физики, казалось, что

учёные — это необычные люди, истинные романтики, бескорыстные рыцари, беззаветно служащие науке и готовые ради неё на всё.

Небольшую роль молодого энтузиаста от науки в картине легендарного Михаила Ромма сыграл начинающий актёр Константин Худяков.

Спустя без малого двадцать лет Константин Худяков, уже режиссёр, вновь соприкоснётся с темой жертвенности в науке, но уже совсем на ином уровне: он сам снимет ленту об учёных, теперь уже учёных конца семидесятых.

Это будет фильм «Иванцов, Петров, Сидоров» (1979).

Сценарий «Иванцов, Петров, Сидоров» написали Евгений Григорьев и Оскар Никич. Евгений Григорьев был уже опытным автором, по его сценариям сняли хиты «Горячий снег» (1972) и «Романс о влюблённых» (1974).

А вот для Оскара Никича «Иванцов, Петров, Сидоров» был дебютом.

Вместе авторы тоже работали впервые, но моментально нашли общий язык и позже в тандеме создали ещё ряд сценариев.

Опубликовали сценарий в журнале «Искусство кино» в 1977 году, но почему-то поначалу он заинтересовал театралов, а не киношников: режиссёр московского театра имени Моссовета Павел Хомский поставил спектакль «Успех» («Сидоров и другие»), взяв за основу сценарий.

Главные роли в спектакле играли Георгий Жжёнов (Сидоров), Леонид Марков (Петров) и Александр Леньков (Иванцов).

И лишь через год сценарий дошёл до киностудии «Мосфильм», где за него и взялся Константин Худяков.

Худяков к тому времени был уже востребованным телережиссёром и начинал пробовать себя в кинорежиссуре. Первая его работа прошла незаметно, но он тут же взялся за вторую.

Одним из первых Константин Худяков утвердил на роль Алексея Петрова Леонида Филатова, хорошо известного любителям театра актёра Театра на Таганке.

Филатов дебютировал в кино в 1970 году с небольшой ролью в трогательной картине «Город первой любви». Удивительно, но

в течение следующих восьми лет он ни разу больше не появился на экране: режиссёры не видели в нём героя. А Константин Худяков увидел.

Мало того, ему пришлось отстаивать кандидатуру Филатова перед худсоветом: чиновники не хотели утверждать на роль успешного учёного, принципиального доктора наук актёра с так называемым «отрицательным обаянием».

Но в конце концов Леонид Филатов роль получил. Это было его второе появление в кино, и оно стало судьбоносным.


Есть мнение, что

Константин Худяков открыл Филатова как выдающегося актёра кино, и позже Леонид Филатов будет регулярно сниматься у режиссёра. Но куда важнее, что благодаря картине «Иванцов, Петров, Сидоров» на Филатова обратили внимание другие режиссёры.

Именно тут его приметил Александр Митта и пригласил в фильм «Экипаж» (1980), который в одночасье превратил Леонида Филатова во всесоюзную звезду и мечту женщин.

Интересно, кстати, что Александр Митта невысоко оценил фильм «Иванцов, Петров, Сидоров» и счёл, что там потенциал Филатова раскрыт не был. Но это не помешало ему вызвать актёра на пробы.


Лента «Иванцов, Петров, Сидоров» представила учёных уже вовсе не в романтическом ореоле. Теперь это обычные люди, работающие в обычном НИИ, даже их фамилии явно намекают на обыденность и будничность.

Представители трёх поколений занимаются наукой, которая в конце семидесятых уже не нечто теоретическое и умозрительное, а звено промышленной цепочки.

Теперь ценность имеет не само открытие, а его роль в народном хозяйстве. Теперь в дело вступают финансирование, закупки оборудования, регалии и материальное поощрение.

Сидоров — самый взрослый герой, участник войны, который начинал как учёный перспективный, но с годами превратился в хозяйственника, вынужденного решать вопросы обеспечения, а отнюдь не научные.

Петров — сорокалетний доктор наук, заведующий лабораторией, которым НИИ всерьёз гордится.

Иванцов — сотрудник начинающий, но определённо даровитый, ещё в студенчестве проявивший себя целеустремлённым, идущим к цели напролом исследователем.


Этим героям и предстоит решать поставленную дирекцией задачу. Правда, смотрят на задачу коллеги очень по-разному, что вызывает противоречия и сложности.


Роль Сидорова получил Михаил Глузский, настоящий мастер кино с гигантской фильмографией.

Ему не впервой было играть основательных, немногословных, слегка напористых, но всё же привлекательных мужчин, каковым и предстаёт здесь бывший фронтовик, ныне — заслуженный учёный и администратор.

А роль бойкого, временами даже дерзкого Гены Иванцова отдали молодому актёру, недавнему выпускнику ЛГИТМиКа Александру Галибину.

Артист был тогда восходящей звездой: только-только вышел детектив «Трактир на Пятницкой» (1978), где он сыграл обаятельного перевоспитавшегося вора Пашку-Америку, и эта роль на годы стала его визитной карточкой.


В других ролях в фильме появились Лариса Малеванная и Елизавета Никищихина, Нина Меньшикова и Елена Капица, Инна Ульянова и Галина Микеладзе, Анатолий Васильев и Николай Волков-старший, Алексей Алексеев и Олег Голубицкий.

Снимали научные лаборатории не в павильонах, а в настоящем НИИ. Институт, в фильме представленный как Институт проблем экспериментальной химии, изобразил один из подмосковных научных центров того же профиля.


Отдельно отмечу музыку, которая интригует ещё с первых кадров, с начальных титров. Её написал Алексей Рыбников, автор десятков популярнейших композиций с особым стилем.

Здесь у музыки нет того завораживающего «космического» оттенка, который свойственен музыке Алексея Рыбникова, но она сразу создаёт атмосферу исключительности, какого-то особого мира, проблематики, отдалённой от бытовых вопросов.

И это одно из безусловных достоинств картины наряду с актёрским составом.

Вышла лента «Иванцов, Петров, Сидоров» летом 1979 года, но фурора не произвела.

Критики нашли в ней массу недостатков, начиная от непроработанности многих линий и заканчивая работой режиссёра, не сумевшего в полной мере отказаться от телевизионных приёмов. Зрители встретили фильм ровно,

а многие наверняка узнали в героях коллег. Сейчас картина не числится в списке выдающихся, хотя в общем это добротное кино и его точно оценят те, кто работал в советских НИИ.

Однако насчёт непроработанности ряда сюжетных линий я согласна, тут действительно есть вопросы к авторам.

А как вы считаете, настоящий учёный — это романтик или прагматик?



0 коммент.: