Cчacтливый-нecчacтливый чeлoвeк. Гoтлиб Poнинcoн
Cчacтливый-нecчacтливый чeлoвeк. Гoтлиб Poнинcoн
Готлиб Михайлович Ронинсон считал себя человеком невезучим. Он не играл больших ролей. Практически никогда. Играл роли крохотные и в театре и в кино. Но с другой стороны он снимался у таких великих режиссёров как Г. Данелия, Л. Гайдай, Н. Михалков, 45 лет он служил в Театре на Таганке и был любимцем Ю. Любимова. Актёра Готлиба Ронинсона любила и знала вся страна.
В таганском волчьем логове гениев и талантов, Гоша, как ласково называли Готлиба Михайловича, был настоящим катализатором страстей и интриг, смягчая и разбавляя напряжённую внутреннюю жизнь театра. Над ним посмеивались, ибо он был иногда ужасно неуклюж и забавен как коала, но все актёры уважали и любили его за талант и доброту.
Когда в 1964 году на Таганку пришёл Ю. Любимов, он упразднил всю старую труппу захолустного Театра драмы и комедии, который был пятым колесом в телеге московского театрального содружества, и куда ссылали сильно пьющих и бездарных актёров. Но Готлиба Ронинсона оставил. Во-первых он увидел совершенно собачий, испуганный взгляд Готлиба Михайловича, который словно говорил: «Ну всё мне конец, я пропал и жизнь моя окончена», а во-вторых Любимов понимал, что перед ним лучший актёр старой труппы и он знал как его использовать.
Так получилось что Готлиб Ронинсон, служивший в театре с первых дней его основания в 1946 году, гармонично влился в молодое таганское братство, являясь его долгожителем, и оставаясь таким долгожителем ещё много лет. Он любил капризничать, любил чтобы его жалели, но с другой стороны он в театре всех лечил, заботясь обо всех, доставал какие-то редкие таблетки, иногда снимал боль наложением рук, делал массаж головы. Вот такой он был — счастливый-несчастливый человек.
На счёт того что Ронинсон был лучшим в труппе старого театра подтверждал и Эльдар Рязанов. Он ещё во времена «Карнавальной ночи» каким-то ветром был занесён в захолустный театр на таганской площади и смотрел спектакль «Факир на час», где Готлиб Михайлович играл заику-лифтёра. Это было просто гомерически смешно. Режиссёр не поленился и через месяц пошёл посмотреть игру актёра ещё раз.
Ещё тогда у мэтра появилось желание снять Ронинсона в своём кино. Но возможность это сделать появилась лишь на съёмках «Берегись, автомобиля», где актёр сыграл начальника Юрия Деточкина, у которого как известно было очень много болезненных родственников. Готлибу Михайловичу тогда исполнилось 50 лет. И с этого года он стал регулярно сниматься в кино у лучших режиссёров страны.
Следующая роль у Рязанова в фильме «Зигзаг удачи» была сыграна им потрясающе. Она и по формату немаленькая. Ревнивец-муж-рентгенолог, сидящий весь день в темноте и в душе которого кипят шекспировские страсти это шедевральная роль Ронинсона.
Тут уже подхватил эстафету Леонид Йович Гайдай, который снял актёра в роли Кислярского в своих «Двенадцати стульях». Эта роль сделала Ронинсона народно любимым артистом страны. Даже прозвище «Кислярский» к нему приросло, такое же как к Крачковской — «Грицацуева».
Чуть позже проснулись режиссёры театров, которые стали перетягивать Ронинсона в свои театры. Больше всех заполучить Готлиба Михайловича пытался В. Плучек. Он общеал ему сольные спектакли в Театре Сатиры, говорил, что будет вокруг него строить репертуар многих новых пьес и проч. Бедный и робкий Гоша, или как его звала таганская молодёжь — «Дядя Гоша» подумал и отказался. Уж больно он прирос к стенам Таганки, и решил не ловить журавля в небе. Да и чувствовал что нужен молодёжи. К тому же его всё больше увлекал неповторимый стиль Любимова. И он остался играть маленькие роли в родном театре, этим самым во многом предопределив свою дальнейшую судьбу.
Ронинсона снимали в кино до самого его ухода из жизни. Предложений ему поступало так много, что он имел возможность выбирать роли, стараясь не слишком переусердствовать чтобы сохранялось здоровье, умело балансируя между театром и кино. В итоге осталось много замечательных киноработ Готлиба Михайловича, которые зрители полюбили: начальник Федоскина в «Большой перемене», Иван Израилич в «Не может быть», сладострастный грек в «Беге», Иван Карлович в «Рабе любви», фотограф дядя Гоша в «Фантазиях Веснухина», пассажир, следующий в Красноярск из «Иронии судьбы»…
Почему же артист ситал себя невезучим и несчастливым? Этому было много причин. Актёр не могу устроить свою личную жизнь. Он долгое время жил с мамой, и пока она была жива, даже речи не могло быть чтобы в его жизни появилась другая женщина. Он иногда приводил в дом женщин, но властная мама шептала им что-то такое на ушко, что тех как ветром сдувало и они убегали из квартиры.
Когда мама умерла, актёру было почти пятьдесят лет и он уже даже не пытался кого-то привести в дом, считая себя как не совсем полноценным женихом. Еще в молодости он был влюблён в актрису Татьяну Коптеву, с которой учился в щукинском училище. Десять лет он ухаживал за девушкой, но так и не осмелился сделать ей предложение. Шли досужие разговоры о нетрадиционной ориентации артиста, но так это было или нет — никто правдиво не знал. Хотя ходила история о том, что ещё до войны юный Готлиб Ронинсон подвергся насилию со стороны одного балетного артиста, когда был участником детского хора и солистом миманса Большого театра СССР, и получил психологическую травму.
Когда началась война Готлиб Михайлович пошёл записываться добровольцем на фронт, но его не взяли из-за эпилепсии, которой от страдал с детских лет. В итоге с мамой он поехал в эвакуацию на Урал, где всю войну работал воспитателем в детских домах.
Не имея своих детей, Готлиб Михайлович души не чаял в чужих детях, постоянно возился с соседскими девчонками и мальчишками, получая от этого общения колоссальный заряд позитива. Наверно поэтому много озвучил мультфильмов и снимался в «Ералаше». Многие помнят его псевдоглухого учителя в «От куда дровишки».
Он вообще никогда не отказывал в помощи всем, кто в ней нуждался, невзирая на то, знал он этого человека или видел его в первый раз.
У артиста не было родных, поэтому все свои сбережения он решил завещать после своей смерти одному из детских домов. Готлиб Ронинсон заранее составил завещание у нотариуса, и не сомневался, что его деньги пойдут на благое дело. Каким же ударом для него стала павловская реформа, когда он в одночасье потерял все сбережения. Этот удар судьбы он не перенёс.
Будучи очень пунктуальным, не позволяя себе опаздывать даже на репетиции, он не явился на спектакль «Мастер и Маргарита» 25 декабря 1991 года. Сослуживцы сразу почуяли неладное, поехали к нему домой. Вскрыв дверь они обнаружили бездыханное тело актёра и в руке зажатую жёлтую таблетку, которую он не успел принять.
Самое обидное, что вскоре пропали все ценные вещи артиста, коллекция старинных фотоаппаратов и дорогая коллекция алкогольных напитков, которую он собирал долгое время.
Актёр Ронинсон с его слегка заикающимся голосом, запоминался всегда, часто затмевая работы других актёров. Автор прекрасно помнит как ходил в начале 80-х годов на «Мастера и Маргариту» на Таганку. После спектакля, где центральные роли играли звёзды: Л. Филатов, Н. Шацкая, А. Трофимов, В. Смехов, почему-то запомнился один Ронинсон с белым мышём на голове, бесподобно изображающий дядюшку Берлиоза из Киева. А ведь Готлиб Михайлович ещё иногда играл в этом спектакле Жоржа Бенгальского..
Актёр особой внешности и удивительного голоса, грассирующего, слегка заикающегося, который устраивал лёгкий спотыкач речи и делал Готлиба Ронинсона очень запоминаемым и любимым зрителями. И по сей день он разговаривает с нами с экрана. Незабываемый, интеллигентный, комический актёр.
0 коммент.: