Нecтыкoвки в фильмe «Oфицepы», кoтopыe я пoнял, лишь пpoчтя opигинaльный cцeнapий Бopиca Bacильeвa: paньшe мнe вcё кaзaлocь лoгичным

12:58 AR Ka 0 Comments

 


Нecтыкoвки в фильмe «Oфицepы», кoтopыe я пoнял, лишь пpoчтя opигинaльный cцeнapий Бopиca Bacильeвa: paньшe мнe вcё кaзaлocь лoгичным

Советский фильм «Офицеры» 1971 года от режиссёра Владимира Рогового не просто так считается чуть ли не лучшим фильмом на данную тематику. Это по-настоящему глубокая драма о дружбе.

При этом, как мне кажется, не так много даже современных фильмов делают акцент именно на дружеских взаимоотношениях, больше предпочитая акцентировать внимание на романтической любви. На этом фоне, история дружбы Ивана и Алексея, которую они пронесли сквозь годы, по сей день смотрится крайне интересно.

И всё же, даже к таким шедеврам иногда возникают вопросы. Речь даже не просто о визуальных ляпах, это вполне нормально для любой картины, а про достаточно серьёзные ошибки в цветной версии вообще молчу, неспроста её большинство зрителей восприняло достаточно холодно.

Колоризация была, мягко скажем, далеко не самая лучшая, да и у черно-белых советских картин, как мне кажется, всегда была своя уникальная неповторимая атмосфера. Но сегодня речь пойдёт не об этом.


Мне бы хотелось поговорить именно про странные моменты в сюжете. Смотря фильм, именно «в моменте», не обращаешь на это внимания. И действительно, зачем портить себе впечатление от великой бессмертной классики какими-то мелкими придирками? К тому же, раньше почти всё в фильме мне казалось логичным.

Но уже обдумывая «Офицеров» я часто приходил к одному неразрешённому вопросу: почему Лёша и Ваня даже не пытались связаться друг с другом все эти годы, если у них такая крепкая была дружба?


Само собой, это у нас сейчас можно зайти в социальные сети и по имени найти человека, тогда такой возможности не было. С другой стороны, возникает такое ощущение, словно долгие годы ни Алексей, ни Иван совсем не проявляли интереса к жизни друг друга.

Спустя много лет я уже забыл об этом моменте, пока не пересмотрел «Офицеров» вновь, только на этот раз вместо пустых гаданий решил поискать ответ в сети. К моему счастью, нашёлся он достаточно быстро.


Знаете, как в кинематографе очень часто первоначальная версия сценария практически не доходит до зрителя? Постоянные изменения, переписывания, дополнения или сокращения. Так вот, изначальную версию сценария для фильма «Офицеры» написал Борис Васильев. Во многом сюжет картины основан на его личной истории, так как Васильев и сам был ветераном.

Проблема только в том, что руководство студии не одобрило этот текст, поэтому его отдали на доработку второму сценаристу – Кириллу Рапопорту. Тоже прекрасный сценарист, тем более ранее они с Борисом Львовичем сотрудничали над фильмами «След в океане», «Королевская регата» и «На пути в Берлин». Однако после доработок от Рапопорта, в фильме и возникли те самые «сюжетные дыры».


К примеру, был вырезан огромный кусок, согласно которому Алексея Трофимова арестовывают и, естественно, аннулируют его звание. Долгое время он пытается пробиться обратно на службу, даже уходит на советско-финскую и возвращается оттуда уже майором. То есть, в такой ситуации ему как минимум было не до того, чтобы пытаться восстановить связь с Иваном или узнать, как у него дела – тут своих забот полно.

Можно сказать, что в фильме можно было обойтись и без этого, событий и так достаточно много, к чему ещё и это упоминать? Но знаете, не просто так говорят: «Из песни слов не выкинешь».


И это я назвал далеко не полный список отличий оригинальной версии сценария от итоговой: там и подробное раскрытие печальной судьбы Маши Трофимовой, включая её взаимоотношения с Любой, потому что в фильме эта сцена их разговора в поезде выглядела какой-то слишком внезапной, хотя в первоначальной версии сюжета Маша и Люба были достаточно близкими подругами к тому моменту.

Я уже молчу о том, что Трофимовы в этом варианте считали Ивана скончавшимся (хорошо кстати накалило бы драматизма и даже сделало бы встречу двух друзей более эффектной, как мне кажется).


То есть, каких-то интересных урезанных моментов достаточно много на самом деле. Чем обусловлена такая редактура? Скорее всего, банальными рамками хронометража. Часто бывало такое, что режиссёр и сценарист планировали снимать двухсерийный фильм, а по итогу студия ставит ультиматум – делаем только одну часть, на две нам бюджета не выделят. Вполне возможно, с «Офицерами» произошла подобная ситуация.



0 коммент.: