Пoдбop aктepoв, куpьeзы и импpoвизaции нa cъeмкax «Бepeгиcь aвтoмoбиля»

11:40 AR Ka 0 Comments

 


Пoдбop aктepoв, куpьeзы и импpoвизaции нa cъeмкax «Бepeгиcь aвтoмoбиля»

О том, как была придумана комедия «Берегись автомобиля», мы рассказали в предыдущей публикации. Но история создания фильма настолько интересна, что хочется поделиться с вами еще несколькими любопытными фактами и курьезами со съемок.

На съемках «Берегись автомобиля». Фото: in-w.ru

После того, как Эльдару Рязанову удалось убедить Иннокентия Смоктуновского сняться в картине, режиссер был очень доволен. «…Мы и положились на него не просто как на великолепного актера, но и как на самобытного человека», – говорил Рязанов. Помните эпизод, в котором Деточкин пытается угнать машину Димы Семицветова среди бела дня и к нему пристает мужчина с просьбой подвезти на Курский вокзал? Так вот, по сценарию Деточкин врет напропалую, чтобы тот отстал. Вранье у Смоктуновского получалось плохо, актер по натуре был чрезвычайно честным человеком. В итоге он сымпровизировал, признавшись прохожему, что угоняет автомобиль и тому тоже придется отвечать в случае неудачи. Сцена вышла шикарной, а к характеру Деточкина добавилась важная черточка.

Кадр из кинофильма «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров (скриншот)

В фильме есть несколько интересных отсылок к творчеству Смоктуновского. Самая явная – это роль Гамлета, которую играет Деточкин на сцене самодеятельного театра. В 1964 году актер исполнил ее в кинофильме «Гамлет» режиссера Григория Козинцева. Именно из-за занятости Иннокентия Михайловича в тех съемках Рязанов поначалу не пригласил его в свой фильм, хотя такая мысль возникала.

В комедии «Берегись автомобиля» нашла отражение и другая звездная роль Смоктуновского, которую он сыграл на сцене Большого драматического театра, – князь Мышкин в спектакле по роману Достоевского «Идиот». В фильме Деточкину, признавшемуся в угонах машин, Люба говорит: «Ты посмотри на себя, ведь ты же идиот!».

Кадр из кинофильма «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров (скриншот)

Эльдару Рязанову удалось собрать великолепный ансамбль разноплановых исполнителей, ставший залогом успеха картины. «Объединение в одной комедии таких разных актерских индивидуальностей, школ… было задачей нелегкой. …Работать с этими прекрасными артистами было радостно и творчески интересно, хотя мне иногда приходилось выступать в роли кучера, чья телега была запряжена лебедем, раком и щукой», – признавался режиссер. Но иногда, благодаря придумкам опытных артистов, результат получался лучше, чем планировалось в начале.

Кадр из кинофильма «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров (скриншот)

К примеру, Рязанов много спорил с Анатолием Папановым, игравшим тестя Димы Семицветова, по поводу образа. Папанов импровизировал, у него выходил сатирический персонаж, а режиссеру хотелось трагикомизма. Несколько сцен он даже планировал переснять, а потом радовался, что не успел это сделать. Возможно, тогда бы мы не услышали сакраментальное: «Тебя посодют, а ты не воруй!»

Роль следователя Подберезовикова Олег Ефремов получил в качестве компенсации за то, что режиссер не дал ему Деточкина. На пробах Рязанов посчитал, что сквозь внешнюю мягкость просвечивают слишком волевые черты самого Олега Николаевича. Первоначально в образе следователя Эльдар Александрович видел Анатолия Кузнецова, с которым сотрудничал в комедии «Дайте жалобную книгу». Но исполнитель отказался, поскольку к тому времени сыграл уже много положительных героев. Потом признавался, что пожалел о своем решении.

Кадр из кинофильма «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров (скриншот)

Эльдар Рязанов, известный своей дотошностью, потребовал от Иннокентия Смоктуновского получить водительские права. Многие трюки с автомобилем актер выполнил сам. Более сложные предназначались каскадеру Александру Микулину. Режиссер был чрезвычайно рад, что единственная новенькая «Волга», полученная для съемок, осталась целехонькой, несмотря на головокружительную сцену погони, придуманную и осуществленную Микулиным.

На съемках «Берегись автомобиля». Фото: in-w.ru

Именно Микулин стал наставником Смоктуновского, когда тот обучался вождению автомобиля. Артист часто сердился и даже жаловался на придирчивого учителя режиссеру. Но когда успешно сдал экзамен и получил права, горячо поблагодарил каскадера. Спустя 40 лет в телепередаче, посвященной комедии «Берегись автомобиля», Александр Александрович признался, что больше никогда не учил вождению артистов, потому что это колоссальное нервное напряжение.

А вот Ольга Аросева и до фильма имела водительские права, но не любила управлять машиной. Рязанов потребовал от актрисы пройти курсы в «Мосгортрансе» и получить диплом водителя троллейбуса. Позже Ольга Александровна не раз шутила – если с актерской профессией что-то не заладится, у нее есть запасная.

Кадр из кинофильма «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров (скриншот)

В троллейбус Аросевой усаживали пассажиров из массовки. В первый же день после завершения учебы исполнительница роли Любы получила задание провести транспортное средство по заданному маршруту в потоке машин и остановиться в нескольких метрах от Смоктуновского. «Пассажиры даже не знали, что за рулем артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению… А я только думаю, лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила», – вспоминала актриса.

Роль режиссера самодеятельного театра досталась Евгению Евстигнееву. Исполнитель много работал в кино и театре, сильно уставал. Для съемок пользовался собственным методом «сбережения энергии» – засыпал в перерывах, присаживаясь на любые поверхности. По воспоминаниям Рязанова работа с актером выглядела так: «Я подходил к Евстигнееву, он открывал глаза, смутно видел мое лицо. Понимал, что на «Мосфильме» и шел в кадр. Играл гениально!»

Кадр из кинофильма «Берегись автомобиля», 1966 г., режиссер Эльдар Рязанов, сценаристы Эльдар Рязанов, Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров (скриншот)

Не упустите шанс пересмотреть комедию «Берегись автомобиля» на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция». Ведь фильмы Эльдара Рязанова – это не только возможность посмеяться, но и увидеть жизнь, себя со стороны. «Умный, здоровый, веселый человек никогда не обидится на то, что над ним подтрунивают. Более того, он не упустит возможности подшутить над собой, над своими недостатками. Сильное, развивающееся, здоровое общество не боится критики, даже в сатирической форме», – считал Эльдар Александрович. Согласны?



0 коммент.: