Aндpeй Мapтынoв: «Мoжeтe cмeлo пиcaть: Мapтынoв жизнью дoвoлeн!»
Aндpeй Мapтынoв: «Мoжeтe cмeлo пиcaть: Мapтынoв жизнью дoвoлeн!»
24 октября 1945 года в красивейшем городе Иваново в семье Мартыновых родился третий, самый младший сын, которого родители назвали Андреем.
Старший Рудольф у Мартыновых родился накануне Второй мировой войны. Средний Юрий — почти перед началом Великой Отечественной. А младший Андрей — в год Великой Победы. Глава семейства Леонид Николаевич Мартынов был инвалидом первой группы по зрению, на фронт его не взяли.
Выживали тогда как могли.
Из воспоминаний Андрея Мартынова:
"Прекрасно помню голодные послевоенные годы, длинные очереди за мукой, хлебом, какими-то элементарными продуктами. В Москве и Ленинграде жизнь, наверное, раньше наладилась, а в областных городах типа Иваново что-то на прилавках появилось лишь в конце пятидесятых годов. Продавался один сорт колбасы, и это уже считалось счастьем... Да что сейчас вспоминать? Все так жили. Главное, что выдюжили, людьми стали"
И даже в такие тяжкие годы люди искали в этой жизни что-то прекрасное. Леонид Николаевич был просто влюблен в театр и занимался в драматической студии для слепых. Его любовь к театру передалась и Андрею. И его сразил кукольный театр, который один раз приехал в их детсад. Он был просто ошарашен спектаклем. И уже позже, лет в семь, сам смастерил декорации, сшил куклы, написал пьесу и устроил настоящий спектакль для своих друзей.
Любовь к литературе и театру не прошла у него и в школьные годы. Лучше Мартынова никто в их ивановской школе не читал стихи. Учителя ему говорили, что быть тебе, Мартынов, артистом, талант у тебя!
Как-то раз в Иваново с гастролями приехал МХАТ. Андрей, которому тогда было 16 лет, набрался наглости (или смелости) и позвонил в гостиницу самому Алексею Николаевичу Грибову, в те годы знаменитому мхатовскому актеру. Как-то тогда всё проще было, что ли... Грибов не послал подальше незнакомого парня, а сказал, когда и куда ему подойти.
Андрей не верил своей удаче, всю ночь перед встречей заучивал отрывки, которые он будет читать великому мэтру сцены. Но, забегая вперед, скажу, что Грибову не очень-то понравилось, как Мартынов их прочитал.
Грибов сам ему лично сыграл этот же этюд. И это было лучше всяких слов. Алексею Николаевичу Андрей понравился, он познакомил его с другими актерами театра. Один из них, Николаев Алексей Павлович, позже даже прислал из Москвы телеграмму Мартынову лично. С приглашением на экзамены в школу-студию МХАТ. Сейчас бы сказали — ого какой блат...
Андрей поехал в столицу, но вступительные испытания не прошел. Он быстрей побежал перебросить документы в Щукинское училище, но и там провалил экзамен.
Он вернулся домой, стал вкалывать на стройке, вечерами много читал, учил стихи. На следующий год опять рванул в столицу. На этот раз решил попробовать свои силы в ГИТИСе. И не прогадал, удачно прошел все туры.
Тогда и студентов призывали в армию. От нее он не косил. Отслужил три года в Средней Азии. Был планшетистом при штабе дивизии ПВО. Его работа состояла в том, чтобы справа налево писать стеклографом на прозрачной карте координаты всех находящихся в зоне ответственности летающих объектов.
После демобилизации он продолжил учебу в институте, а после его окончания играл на сцене московского ТЮЗа, потом служил в театре на Малой Бронной.
Его первая роль принесла ему всесоюзную славу. Старшину Федота Васкова он сыграл, когда ему было всего 26 лет. Режиссер Станислав Ростоцкий сначала видел в роли Васкова только Тихонова. Но тот тогда играл уже Штирлица у Лиозновой. И Ростоцкий решил, что Васкова будет играть вообще неизвестный актер.
Он случайно увидел Мартынова в одном из спектаклей, что-то его зацепило в этом парне. Ростоцкий дал почитать Мартынову сценарий. Когда он его читал, то просто, как дитя, ревел навзрыд. И совсем не причем тут актерская школа, просто ну как он мог такое пережить... Как такое вообще можно пережить...
Ростоцкий понял, что Мартынова ему послала судьба и этому начинающему артисту не надо будет рассказывать про войну и фронт. Хотя многие коллеги тогда не поняли выбор режиссера. Мол, как такой молодой сможет сыграть уже взрослого дядьку. Но возраст можно было «добавить» гримом и усами. А вот сыграть его судьбу никакой грим не поможет.
Мартынов верил, что справится с ролью. Он понял: это его. Он почувствовал Федота, он стал для него родным. У него не было большого актерского опыта, но было сострадание, и сыграл буквально на разрыв аорты. Не сфальшивил. За что потом и получил важные государственные премии. Да что там премии? Роль Федота, как и сам фильм, — это золотой фонд нашего кинематографа.
Говорят, что Мартынов мог бы сыграть всего одну эту роль и войти в историю нашего кино. Наверняка.
Из интервью Андрея Мартынова:
"В нашей съемочной группе было много фронтовиков, мы, молодые актеры, попали в окружение людей, которые всё знали о войне, варились в этом соусе. А мне предстояло сыграть человека, последовательно переживающего пять смертей близких людей. Мужчины, отправляющего на гибель девушек. Снимали быстро, нужно было уложиться в летний сезон. Ведь три четверти картины снимались на натуре. К тому же Ростоцкий растянул картину на две серии, хотя, на мой взгляд, хватило бы и одной. Ещё лучше получилось бы. Спокойно можно было обойтись без современных вставок в начале и в конце картины, этих сцен и в книге Бориса Васильева нет.Снимали в Карелии, где снег сходит в мае, а выпадает в начале октября. И премьера осенью 1972 года, кстати, прошла в тех же местах. Так у кинематографистов принято. Приехали всей нашей командой и показали фильм в клубе ближайшей к месту съемок деревни. Потом был Петрозаводск. А главная премьера — в Москве, в кинотеатре «Россия». За год на «Зори» продали 132 миллиона билетов. Даже при условии, что на каждую серию полагался отдельный квиток, фильм посмотрели шестьдесят шесть миллионов человек. Колоссальная цифра! «Зори» месяцами крутили в кинотеатрах, и очереди не иссякали. Это сегодня российские картины зарабатывают копейки, а в советское время доход от проката конкурировал с выручкой от продажи табака и алкоголя. В 1972 году «Зори» сделали кассу, помогли перевыполнить план. Никто не ожидал такого успеха, а тут вдруг...Каждое утро я шел в театр мимо «России» и видел толпы, стоящие за билетами на наш фильм. Было приятно, не скрою".
Удивительно, но в то время на улице Мартынова редко кто узнавал, в фильме-то он был с усами. Но и не был в обиде. Говорил спустя годы: «Свою порцию почета я получил. Была и премия Ленинского комсомола, и Госпремия СССР...»
А как он пронзительно позже сыграл Кирьяна Инютина в «Вечном зове»! Особенно сцену встречи с Анфисой (Тамарой Семиной) на вокзале, когда он, уже безногий, сначала пытается уехать от нее на своей на дощечке с колесиками. На мой взгляд, это одна из самых сильных и пронзительных сцен отечественного кинематографа. Разве ее можно смотреть без слез?
В фильмографии Андрея Леонидовича больше ста ролей, а звание Народный артист Российской Федерации он получил только в 1994 году...
Да и не в званиях дело. Главное, что зрители любили и любят этого талантливейшего актера, вновь и вновь пересматривают фильмы, в которых он сыграл. Вспомним лишь некоторые.
«Персональное дело», «Письма Xll века», «Исчезновение», «Любовь Яровая», «Последний шанс», «Ватага «Семь ветров», «Синдикат-2», «Крепыш», «Факты минувшего дня», «Василий Буслаев», «Мы жили по соседству», «Безумный день инженера Баркасова», «Битва за Москву». Всё и не перечислишь...
В его жизни было много работы, была и любовь. Одна на всю жизнь. Немка с красивым именем Франциска. Он влюбился в нее с первого взгляда, когда увидел на кинофестивале. Франциска хорошо говорила по-русски, окончила МГУ. Ее отец был дипломатом, а мама — профессором славянских языков.
Они поженились в Берлине, а потом вернулись в Москву. Об этом браке с иностранкой тогда судачили в столице многие. Но им было наплевать на все сплетни.
Их счастье было недолгим, не спасло их брак даже рождение сына, которого они тоже назвали Андреем. Нет, они не ругались. Просто в какой-то момент Франциска решила уехать на родину с сыном. Она верила, что и муж поедет с ней. А он решил иначе. Ведь за рубежом он не смог бы заниматься любимым делом. И остался в Москве. Так сложилось в их судьбе.
Это решение ему далось нелегко. Он отпустил самых родных ему людей. И больше никогда и не пытался создать новую семью.
А потом был развал страны. Не было работы. В те трудные годы Андрей Леонидович спасался дубляжом иностранных фильмов и телесериалов. Он и до этого озвучивал много ролей. А вы знаете, кстати, что одна из крупных ролей в дублировании (именно так) — это Оскар Шиндлер в исполнении Лиама Нисона в «Списке Шиндлера»? Будете пересматривать, обратите внимание...
Андрей Мартынов перестал сниматься в кино, когда понял, что силы уже не те... Он не хотел, чтобы зрители видели его дряхлым стариком. И как только пришло время, он вышел на законную пенсию.
Живет он один в небольшой квартире. Когда со здоровьем было получше, он много ездил по стране и по миру, посещал выставки и концерты, его окружали друзья. Часто он приезжал в гости и к сыну. Бывшая жена Франциска давно в новом браке, и он искренне рад за нее. И с бывшей супругой, и с сыном, и с внуками у него прекрасные отношения. Два внука и внучка хоть и не говорят по-русски, но знают, что их русский дедушка — известный актер.
Андрей Леонидович никогда не жаловался на свое одиночество, и у него есть родные, близкие люди, которые просто живут в другой стране... В одном из своих интервью актер сказал: «А то, что живут в другой стране и говорят на чужом для меня языке... Так распорядилась судьба, на нее глупо сетовать. По крайней мере, я точно не стану этого делать. Не в моем характере. Можете смело писать: Мартынов жизнью доволен!»
Кстати, ту самую квартиру Андрей Леонидович бесплатно отдал (да, это не опечатка) режиссеру Александру Згуриди.
Из интервью Андрея Мартынова:
"Раньше у меня была четырехкомнатная квартира в кооперативе Союза кинематографистов на Тишинке. Объединенная из двух соседних. После того как жена с сыном окончательно осели в Германии, мне такие хоромы оказались ни к чему. По сути, я обитал в спальне да на кухне, остальные комнаты пустовали за ненадобностью, заходил в них лишь для того, чтобы пыль вытереть. Мне это надоело, я посоветовался с Франциской и решил подарить жилье тем, кто в нем больше нуждался. Отдал совершенно бесплатно, даже мысли не допускал, чтобы взять за это деньги.В мои апартаменты въехал кинорежиссер Александр Згуриди, у него на старости лет хотя бы появился собственный угол. Помню, по такому случаю мы с ним бутылку шампанского распили, новоселье отметили. В бывшую квартиру Згуриди перебралась актриса Людмила Зайцева, которая теснилась в двух комнатах с мужем, дочкой и столетней матерью. Ну а мне в результате всех переездов досталась вот эта жилплощадь, раньше принадлежавшая Зайцевой. Ее мама показывала на меня пальцем и повторяла: "Молитесь на него, молитесь..."
В последнее время возраст всё больше дает о себе знать.... Андрей Леонидович сейчас плохо ходит, обострились у него проблемы и со зрением. ..
0 коммент.: