Нecкoлькo любoпытныx фaктoв oб Apкaдии Paйкинe
Нecкoлькo любoпытныx фaктoв oб Apкaдии Paйкинe
Наш сегодняшний герой был из белорусских евреев по линии папы и из латвийских евреев по матери. Родился он в Риге за пару лет до начала Первой мировой войны. В это время в Российской империи дети Сиона не могли покидать черту оседлости. Но когда фронт дошел до Прибалтики, этот запрет был фактически отменен. Семья переехала в Петербург, с которым и связана жизнь и деятельность этого человека.
Фамилия Райкин происходит от женского имени Райка, которое в переводе с еврейского языка идиш означает «богатая». У европейских евреев-ашкеназов была интересная традиция, когда муж всю свою жизнь изучал священное писание, а семью кормила жена, допустим, торгуя в собственной лавке. Поскольку только она поддерживала контакты с обществом, появились фамилии от женских имен – Райкин, Брайнин, Шейнин, Малкин и так далее.
Вводную информацию мы дали, теперь давайте перейдем непосредственно к заявленным фактам, которые не делали чести этому артисту.
Понятно, что в сталинские времена и даже немного позже любая шутка могла повлечь как максимум, десять лет лагерей, как минимум, увольнение и отстранение от профессии. Понятно, что из-за этого юмористам приходилось быть аккуратными и остерегаться большинства интересующих людей тем. Понятно, что юмор в прежние времена был совсем другой.
Но все-таки, на мой субъективный взгляд, все его творчество выглядит архаично и не смешно. По сравнению с общим временем выступления там слишком много простого кривляния, без которого вполне можно было бы и обойтись. В ранние годы он был сравнительно неплох для своего времени. Но затем ситуация на советском телевидении сложилась так. Юмористов было мало, а народу хотелось смеяться. На Первомай показывали Райкина, на годовщину революции – Хазанова с десять лет подряд повторяющимся номером, на Новый год – балет. Куда крестьянину податься? Вот одно и тоже и смотрели. В те времена в Советском Союзе говорили так: в нашей стране три Райкина: Райкин-отец, Райкин-сын и Райкин-муж...
За пределами сцены наш сегодняшний герой был большой формалист и тиран – ничуть не хуже тех, о ком он любил говорить в своих выступлениях. По воспоминаниям того же Жванецкого, он был очень расчетлив и завидовал чужим успехам. Поэтому в его собственном театре задачей других артистов было только подыгрывать мэтру. Всякая инициатива тут же пресекалась. При этом, если кто-то хотел по-тихому уйти, он мог пообещать человеку проблемы – гарантировал, что на работу его больше нигде не возьмут. Когда Райкин узнал, что его постоянный автор Жванецкий с недавнего времени стал зарабатывать на стороне, уводил его в тот же момент. Правда, немного не рассчитал – вместе с тем ушли и его товарищи-сценаристы, после чего собственная карьера Аркадия Исааковича закатилась.
В отличие от других коллег, он не смог вовремя уйти из профессии. Когда артист находился в преклонном возрасте, выступать так же энергично, как прежде, он не мог по состоянию здоровья. Иногда его номера тянулись довольно долго, а слышно не было почти ничего. Зрители изнемогали, но терпели: это же сам Райкин! Никакого удовольствия никто не получал.
Один из самых известных людей в Советском Союзе активно пользовался тем, что он являлся фаворитом тогдашних политических лидеров. Еще в молодые годы его как-то похвалил сам Иосиф Виссарионович – это защитило артиста на долгие годы вперед. В дальнейшем он был в большом фаворе у Брежнева, перед которым выступал во время Великой отечественной войны. Это знакомство помогало решать многие вопросы, получить новый театр после своего переезда из Ленинграда в Москву, ну и вообще, жить на широкую ногу. Ходили упорные слухи, что вместе с телом любимой мамы, которую предполагалось положить в землю Израиля, за кордон были переправлены также золото и бриллианты. Но вот именно это точно не так – его родительница обрела покой в северной столице.
Несмотря на суровость Райкина по отношению к своим подчиненным, с близкими он обходился куда более бережно. Его жена, дети и иные родственники были прекрасно пристроены. Супруга, хоть и являлась, по большей части, домохозяйкой, нередко получала возможность попробовать себя, как творческий человек – получала работу в фильмах о своем же муже. Дочь стала заслуженной артисткой в 1976-м году, сын получил должность руководителя театра. Константин Райкин как-то пошутил, на мой взгляд, не хуже бати, что вот отправлюсь я (то есть, он) на тот свет – старым, известным, популярным, будут меня нести, а все скажут: «О, сын Райкина!»
Наш герой, несмотря на то, что сам был еврей и, в отличие от многих, женился на еврейке, относился к собственному национальному государству с известной долей оппортунизма. За рубеж его никогда не пускали: а-ну как сбежит внезапно в Израиль? Поэтому, зная, что такого не случится никогда, он являлся участником Антисионистского комитета советской общественности. Это была специфическая организация, в которой состояли известные евреи. Она пыталась противостоять еврейскому государству на идеологическом фронте. Вот так вот, пчелы против меда, ага.
0 коммент.: