«Oт нeё тpуднo былo oтopвaть взгляд», - Бaтaлoв o тoм, кaк выбpaл Caввину в пapтнepши нa cъёмку «Дaмы c coбaчкoй»

09:34 AR Ka 0 Comments




«Oт нeё тpуднo былo oтopвaть взгляд», - Бaтaлoв o тoм, кaк выбpaл Caввину в пapтнepши нa cъёмку «Дaмы c coбaчкoй»

В 1960 году на больших экранах кинотеатров Советского Союза состоялась премьера экранизации одноимённого рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Дама с собачкой». Режиссёром выступил, не побоюсь сказать, гениальный советский кинематографист Иосиф Хейфиц, также приложивший руку к созданию таких отечественных шедевров как «Дорогой мой человек», «Впервые замужем» и «Дело Румянцева», ставших определяющими кинолентами 1950-1960-х годов.

Сюжет, полагаю, знает каждый из вас, но давайте всё-таки вкратце пробежимся по нему: женатый мужчина Дмитрий Гуров (Алексей Баталов) и замужняя девушка Анна Сергеевна (Ия Саввина) случайно знакомятся на курортном отпуске в Ялте.

Несмотря на то, что они уже связаны узами браками с другими людьми – они оба несчастны. Обязанность или личное счастье? На протяжении всего фильма герои метаться между этими двумя вариантами, пытаясь выбрать между своим священным долгом в виде сохранения семьи и собственной настоящей любви.

«Дама с собачкой» – это выдающееся кино, прекрасное во всех проявлениях: феноменальная актёрская игра, операторская работа, постановка, музыкальное сопровождение. Если бы меня попросили назвать несколько эталонных советских фильмов, то «Даму с собачкой» я точно вспомнил бы в первую очередь. Прекрасный образец бессмертной классики, остающейся актуальной даже спустя 65 лет после выхода.

Было бы самым настоящим кощунством не посвятить этому гениальному творению отдельную статью, учитывая тематику моего канала, поэтому сегодня я расскажу вам об истории создания «Дамы с собачкой».



Мэтр советского кино и никому неизвестная студентка

Это сейчас имя Ии Саввиной знакомо каждому, кто хоть немного интересуется советским кинематографом. Однако на момент съёмок «Дамы с собачкой» она только недавно окончила институт, и то совсем не ВГИК, а журналистский факультет МГУ.

Как же она попала на главную роль в фильм к лучшему режиссёру своего времени? Дело в том, что Ия регулярно принимала участие в различных постановках студенческого театра и на одной из них, почти что по чистой случайности, её заметил Алексей Баталов.

«Я сразу почувствовал в ней нечто особенное. Она не была одной из тех женщин, которые восхищают всех прохожих мужчин своей эффектностью и красотой. Нет, она была очень простой, при этом от неё трудно было оторвать взгляд», – отмечал артист.


Иосиф Ефимович, сотрудничавший с Алексеем уже не первый год, доверился его выбору и утвердил Саввину на главную роль в своём новом проекте. Как итог, Ия Саввина стала одной из самых знаменитых актрис в истории Советского Союза, снявшись во множестве популярных фильмов было эпохи («Анна Каренина», «История Аси Клянчиной», «Частная жизнь» и многих других).

Вызывали слёзы, а потом начинали запись дубля

Многие зрители были удивлены тому, как совсем молодой 23-летней девушке, ещё и без малейшего профессионального опыта, удалось столь чувственно и досконально передать чувства своей героини, отчего в кадре она смотрелась отнюдь не хуже того же Баталова.

На самом деле, съёмки в «Даме с собачкой» были для Саввиной самым настоящим испытанием. Нередко доходило до того, что в попытках вывести Ию на необходимые эмоции, Хейфиц намеренно вызывал у неё слёзы, после чего включал камеру и продолжал съёмку.



Метод, конечно, весьма радикальный, но зато, благодаря этому трепетному подходу, режиссёру удалось создать гениальное кинополотно, а Саввиной представилась возможность построить успешную актёрскую карьеру длиною в жизнь.

Премия Каннского фестиваля: как Феллини восхищался Баталовым

Интересный факт: первым и единственным советским фильмом, получившим высшую награду Каннского фестиваля, то есть «Золотую пальмовую ветвь», стала другая работа Хейфица под названием «Летят журавли» 1958 года, где главную роль также сыграл Алексей Баталов.



Также в 1954 его же картина «Большая семья», снова с Баталовым в главной роли, получил номинацию на главный приз, а также серебряные статуэтки в категориях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая женская роль» – один из уникальных случаев, когда приз поделили сразу между всеми артистами.



И вот в 1960 году «Дама с собачкой», которая впоследствии также была номинирована на «Золотую ветвь», хоть и не смогла её получить. Победителем стала итальяно-французская лента под названием «Сладкая жизнь» от легендарного режиссёра Федерико Феллини, и я не просто так упомянул его имя, ведь в дальнейшем сам Феллини открыто признавался, что он несколько раз пересматривал «Даму с собачкой» и, в частности, его восхитила актёрская игра Алексея Баталова, он даже выразил желание познакомиться лично со столь великим артистом.



Автор: Алексей Королёв




0 коммент.: