Пoзднee pacкaяниe Oлeгa Бacилaшвили: «Oглядывaяcь нa пpoжитыe гoды – жaль. Бeздapнo пpoжил…»

06:46 AR Ka 6 Comments

 


Пoзднee pacкaяниe Oлeгa Бacилaшвили: «Oглядывaяcь нa пpoжитыe гoды – жaль. Бeздapнo пpoжил…»

Это кажется невероятным, но в этом году Олегу Басилашвили исполнилось 89 лет. Понимая, что времени осталось совсем немного, он пытается рассказать что-то о себе, оставить свои ощущения этому миру.

Как и у прочих знаменитостей (таких, как Ширвиндт), у Басилашвили появилась жгучая тяга к перу.

Хотя миру он и так оставил немало. Его потрясающе-сумасшедшие роли продолжают будоражить наши души и сейчас. Чего только стоит «Вокзал для двоих» или безумная роль Воланда в «Мастере и Маргарите».

Свою книгу он решил писать, находясь на лечении. Это время, когда ты лежишь один в палате и есть куча времени подумать о жизни. Только мысли почему-то приходят только грустные. Видимо, обстановка располагает.

«Вечер в больнице – самое дохлое время. За окном тьма и тоска… Чёрная ночь, холодное мокрое стекло. Ветер бросает в стекло пригоршни дождя со снегом, выбивает тревожную дробь. В такие вечера невольно лезут в голову ненужные мысли, в основном – тревожно-грустные…»

Олег Басилашвили «Палата 26»

А, может, всему виной возраст? Говорят, что в старости время начинает идти быстрее. Счёт происходит не на годы, а на дни. Ощущаешь каждый прожитый день.

Об этом состоянии рассказывала Алла Пугачёва – ты ложишься вечером спать и мысленно прощаешься со всем, что любишь. У тебя нет никакой гарантии, что ты вообще проснёшься.

«Но разве я одинок? Да нет, конечно. Жена, девочки, внуки. Вроде всё хорошо… Ан нет, тоска гложет. Каждый умирает в одиночку…»

Олег Басилашвили «Палата 26»

Он родился в далёком 1934 году. Басилашвили как-то сразу почувствовал тягу к актёрскому мастерству, поэтому поступил в школу-студию МХАТ.

Великий актёр говорит, что нужно быть морально подготовленным к тому, что перед тобой будет всегда толпа зрителей – можно сойти с ума от ужаса, когда ты находишься под прицелом полутора тысяч человек. Ведь на тебя идёт вся эта энергия зрителей.

Как снимали самую известную сцену в фильме «Вокзал для двоих» в купе

Басилашвили рассказывает, что отношения с Гурченко во время съёмок были прохладными, оттого ему тяжело было играть любовь к ней.

Когда ему дали сценарий, написанный для любовной сцены в купе, ему не понравилось, что его герой произносит слишком много слов. Актёр так не чувствовал эту сцену: он говорит, что в такие моменты неожиданной любви люди немногословны.

Кадр из к/ф «Вокзал для двоих». Источник: zbulvar.ru

Рязанов, который был режиссёром и автором сценария, разозлился, и между ними произошла стычка. Басилашвили собрал вещи и демонстративно покинул место съёмки.

Потом его снова пригласили на съёмку через 3 дня и дали текст для этой сцены, который написала Гурченко лично. Там были одни междометия вместо длинных речей. И эту сцену он сыграл блестяще. Именно эти слова мы сейчас и слышим в знаменитом фильме.

Но сейчас на склоне лет актёра, помимо воспоминаний, посещают совсем другие мысли.

«Быстро прошла жизнь!

Школа, рисование, футбол, первая любовь, телефон-автомат на Покровке.

К-7-55-63… Лиду можно?

Зачем эта гулкая пустота в квартире? И я один смотрю в кухонное окно на белый снежный двор, на голые чёрные деревья, слушаю воронье карканье…»

Олег Басилашвили «Палата 26»

Хотя актёру есть что вспомнить.

Басилашвили рассказывает, что во время интимных сцен у него никогда не возникало тяги к актрисам, которые снимались вместе с ним. После неудачного брака с Дорониной актёр живёт со своей женой в браке более пятидесяти лет.

Мистика на съёмках «Мастера и Маргариты»

Басилашвили говорит – думать, что съёмки этого фильма были окутаны тайнами и мистикой, глупо и неправильно. Никакая мистика его не сопровождала ни во время съёмок, ни после них.

Такая ассоциация начала создаваться у зрителей, когда после съёмок многие актёры фильма покинули этот мир. Но это, по мнению Басилашвили, чистое совпадение, не более.

Хотя, перед съёмкой актёр посетил церковь, чтобы попросить у Бога разрешения на эту роль.

Кадр из к/ф «Мастер и Маргарита». Источник: uznayvse.ru

Олег Басилашвили не похож на других актёров. Он не примеряет с удовольствием на себя лавры славы и предпочитает оставаться в тени. Он терпеть не может своих дней рождения.

“Для меня это абсолютно не праздник. Я жду не дождусь, когда этот кошмар кончится! Ненавижу я все эти дни рождения, эти речи льстивые неискренние.”

Олег Басилашвили

Но самое интересное – он считает, что бездарно прожил жизнь. Хотя его зрители, безусловно, с этим категорически не могут согласиться. Ведь его роли были действительно гениальными.

«Если бы всё вернуть, я бы попытался освоить мастерство актёра не потом, а в студии МХАТ… И потом, если человек не знает философии, он не может быть актёром. Я очень многое вначале упустил. Если бы я начал жить сначала, я бы повторил всё в точности до наоборот…»

Олег Басилашвили



6 комментариев:

  1. Думаю, актёров всегда будет мучить не полнота жизни, и особенно в конце пути. Они - лицедеи, проживающие чужую жизнь на сцене. Даже если чужой опыт глубоко переосмыслен он не перестаёт быть чужим. Живёшь по-настоящему перед лицом смерти. А этого в актёрской профессии нет.

    ОтветитьУдалить
  2. Басилашвили! Вы нас всех покорили!

    ОтветитьУдалить
  3. Сыграть так роль Воланда уже не сможет никто и никогда!

    ОтветитьУдалить
  4. Смысл жизни в поклонение Всевышнему

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить