«Дoживём дo пoнeдeльникa» — диaлoг, пoкaзывaющий, кaкaя пoдлaя этa Нaтaшa

03:38 AR Ka 0 Comments

 


«Дoживём дo пoнeдeльникa» — диaлoг, пoкaзывaющий, кaкaя пoдлaя этa Нaтaшa

В кинофильме «Доживём до понедельника» (1968) есть много знаковых диалогов, чётко обозначающих культурные коды времени. Даже нет – цивилизационные коды позднего СССР.

Один из таких разговоров – коротенькая, но ёмкая беседа учителя Мельникова с бывшим учеником по фамилии Рудницкий. Отвлекусь на эту детальку. На фамилию.

Довольно часто отрицательные или «неприятные» герои в советской литературе и драматургии носили фамилии, оканчивающиеся на «-ский». Листовский, Гронская, Лаевский. Это могло означать, как дореволюционные «корни», так и просто красивенький, эстетный звон букв, не связанный с дворянством или польской шляхтой.


Когда прозвучало: «А, Рудницкий! Боря!» и возникло шикарное авто бывшего отличника, у зрителя должно было промелькнуть «нехорошее чувство» — при таком окончании (-ский) и в такой машине хорошие люди не встречаются! И точно! Парень сходу опускает своего любимого педагога, показывая, сколь многого он уже добился.

А что вы, дорогой Илья Семёнович? Всё там же? Сеете разумное, доброе, вечное? И не надоело? А вы могли бы сделать нечто большее при ваших-то способностях. Занятно, что всё это говорит менторским тоном не учитель – ученику, а – ученик – учителю.

Потом выясняется, что снобская неприязнь Рудницкого к Мельникову основана … банальной на ревности. Но если бы только ревность!

Оказывается, некая девушка, в которой мы без труда угадываем Наташу, в последний момент – уже в ЗАГСе бросила всё и сбежала от своего жениха – того самого Бори. А почему? Любила другого – учителя. И в школу пришла не столько детей учить, сколько хлопать глазами рядом со своим кумиром – Ильёй Семёновичем.

И тут – момент истины. Эта Наташа нам рисуется, как цельная личность и луч света.

Да неужели? По факту – она изуродовала жизнь Рудницкому. Там чётко сказано – у многообещающего парня намечалась командировка в Англию. В те времена поехать в капиталистическую страну – это высший пилотаж.

Одиночек пускали неохотно – о чём нам и рассказывает Борис. Ладно бы Наташа сразу отказала. Но нет – закрутила парня, подала с ним заявление, подождала и – выдала.


В лоб. Не только зарубила ему командировку, но и опозорила. Показала, что он — …ничтожество. Это безумно и чудовищно обидно и несправедливо, когда с тобой так поступают! Но нет!

Нам всеми доступными способами попытались донести нехитрую мысль, что моральный урод здесь именно Боря с его «понтами». А по факту? Вообще, этот фильм очень …сомнителен в плане морали.



0 коммент.: