Oднa из глaвныx фpaз в финaлe книги Baйнepoв, кoтopую убpaли из "Мecтa вcтpeчи измeнить нeльзя"

12:07 AR Ka 0 Comments

 


Oднa из глaвныx фpaз в финaлe книги Baйнepoв, кoтopую убpaли из "Мecтa вcтpeчи измeнить нeльзя"

"Место встречи изменить нельзя" - один из наших любимых фильмов. Премьера культовой советской картины про борьбу Жеглова и Шарапова против банды "Черная кошка" состоялась 11 ноября 1979 года. Фильм запомнился не только блестящими актерами, режиссерской и операторской работой, но и динамичным, драматичным сюжетом. Пожалуй, самый трагический эпизод фильма происходит в финале, когда Жеглов убивает Левченко. Между прочим, зрителей могла гораздо больше расстроить гибель Вари Синичкиной при задержании опасных преступников. Но эту концовку все-таки решили заменить на более оптимистичную. А вот Левченко был обречен.


Сценарий "Места встречи" имеет несколько существенных отличий от книги Вайнеров "Эра Милосердия". Конечно, вместить в фильм всех персонажей и диалоги было физически невозможно. Да Говорухин к этому и не стремился. И так из семи серий пришлось, в итоге, монтировать пять. Но вот ключевая сцена с убийством Левченко была серьезно переработана. В скобках замечу, что вход в продуктовый магазин снимали в районе Полянки, а вот внутренний двор - рядом с Яузской улицей. И в фильме Левченко бежит в сторону отверстия между стеной и домом на Серебрянической набережной. Даже если бы он ускользнул в Серебрянический переулок, его все равно могли поймать, на машине-то. А в романе ясно сказано, что Левченко бежал в сторону заборов, за которыми тянулась полоса отчуждения Ржевской железной дороги. То есть на машине туда было не проехать. Тем более, если бы Левченко успел перескочить через рельсы, а погоня - нет, и вдруг пошел поезд, то бандит точно ушел бы.

В фильме Жеглов убивает Левченко из своего пистолета. В книге берет винтовку у конвойного милиционера и из нее стреляет в бандита.


А дальше по тексту между Жегловым и Шараповым состоялась перепалка, которая частично вошла в фильм, но главная фраза все-таки была убрана из сценария: "Да, убил и не жалею об этом. Он бандит" - говорит Жеглов. Шарапов отвечает: "Мне кажется, тебе нравится стрелять", а на вопрос Жеглова, не сошел ли он с ума, добавляет, что не может его видеть. А когда Володя едет с Копыриным в управление, то обдумывает свой рапорт, понимая, что с Жегловым работать больше не будет.


Почему же убрали эти слова Шарапова, что Жеглову нравится стрелять (за скобками ясно читается - убивать людей)? К сожалению, режиссеры и актеры об этом не говорят. Можно только высказать собственные предположения.

Во-первых, по цензурным соображениям. Жеглов - представитель советской милиции. Очернять ее в кино было нежелательным. Даже бросать легкую тень. Одно дело "оборотни в погонах" - понятно, отщепенцы. Но Жеглов-то не из таких! Выставлять капитана милиции, бесстрашного борца с бандитизмом - любителем стрелять и убивать для удовольствия. По книге, в глазах Жеглова была озорная радость. А по фильму он даже немного сочувствует Шарапову, видя его горе.

Во-вторых, в книге Жеглов не слишком положительный персонаж. Даже скорее немного отрицательный. А фильм так полюбился зрителям, во-многом не только из-за харизмы и великолепной актерской игры Высоцкого, но и его личного обаяния. Ну не может такой человек быть убийцей "для удовольствия". Одно дело поручик Брусенцов, который в состоянии хладнокровно убить Андрея Некрасова ("Служили два товарища"), и совсем другое - Жеглов, отважный муровец, свой парень, способный отдать Шурке Барановой все хлебные карточки, без страха идущий под пули бандитов. И он - убивает с наслаждением?


Поэтому, фразу убрали. И Жеглов остался в памяти народной, хотя и немного себя запятнавшим, но все же положительным героем. А вы как думаете?



0 коммент.: