Нынешнее поколение 40-50-летних родителей безнадежно устарело

14:32 AR Ka 11 Comments




Нынешнее поколение 40-50-летних родителей безнадежно устарело

Статья для родителей, у которых детям сейчас 15-20 лет.

Эпоха свободного доступа в интернет разделила наше представление о жизни на до и после. О том, как это повлияло на учебу современных детей и их видение будущего, о том, почему поколение индустриальной эпохи не понимает цифрового поколения, и о том, что со всем этим делать, пишет психолог Вера Васильева. Читать однозначно!

Проблема в том, что мы — 40-50-летние родители современных 15-20-летних юношей и девушек в прямом смысле устарели, мы — последнее поколение предыдущей, индустриальной эпохи. Они, наши дети, — первое поколение новой эпохи, цифровой. А это значит, что мы оказались в переходном периоде, на демаркационной полосе между двух эр.

Даже наши старшие дети другие: они уже взрослели, когда в жизнь только начали входить сотовые телефоны, интернет, персональные компьютеры. Они ещё смотрели телевизор и видеомагнитофон и вместе с родителями втягивались в обилие доступной информации. Они ещё были очень податливы к нашей, советской системе воспитания, потому что все вокруг были выходцами из советской школы.

А вот их младшие братья и сёстры уже родились в эпоху ПК, ноутбуков и свободного доступа в интернет. А тут и смартфоны подоспели, предоставив безграничный доступ к цифровой информации в любой момент в любом месте. Им не нужно ТВ. Они лучше нас и своих старших братьев и сестёр владеют английским языком, потому что играют в англоязычные игры и общаются в чатах с иностранцами — такими же 15-20 летними.

Они смотрят спикеров, которые учат, что в современном мире быть наёмным работником не выгодно, нужно стремиться к созданию собственного бизнеса. И выбрать направление нужно уже в юности.

Что в итоге делает современный юноша? Принимает решение следовать этим советам, потому что жить в бедности, в малом достатке не хочется. Хочется финансового благополучия. Отличное решение! Я только ЗА.

И вот тут-то и таится опасность: подросток, чьи родители в абсолютном большинстве являются наёмными работниками, не получает ни понимания, ни поддержки от своих близких.

Почему? Да потому, что основной движущий мотив наёмного работника — безопасность (постоянное место работы, гарантированная зарплата, социальные гарантии). Мы же помним лихие 90-е! Мы тогда оделись в железные двери и решётки на окнах, и выжили. Наше поколение в большинстве своём не умеет рисковать и рассчитывать на себя. Бизнес? Это — опасно. Фриланс? Безделье.

Мы воспитаны в жёстких рамках социальных норм, преступить которые было почти немыслимо. Сколько уроков в школе за 8-10 лет пропустили вы? Я — два дня в 10 классе. В первый раз я не пошла 1 сентября в 10 класс, потому что было воскресенье, а по воскресеньям мы встречались во Дворце пионеров им. Н.К. Крупской компанией членов Совета научного общества учащихся г. Челябинска. И для меня это был дерзкий шаг. А второй раз — провожала в армию будущего мужа (советчика же). Тут я отпросилась, более наглеть не смея.

Учили все и всё. Каждый в меру своих возможностей. Были бунтари, конечно. Но и они учились. Худо-бедно, но учились, ходили в школу. Ведь, элементарно, им не с кем было прогуливать школу.

Наши младшие дети могут в школу не ходить за знаниями. Они умеют, часто лучше учителей, добывать эти знания из интернета. Школа, к сожалению, морально устарела в своей технологии обучения под диктовку, с зубрёжкой по учебникам.

Скажите, вы видите в этом смысл сейчас, в эпоху глобальных цифровых технологий?

Вот и наши младшие дети не видят.

Те из них, кто получил от своих родителей достаточно любви, поддержки, признания в детстве, ощущая вследствие этого надёжную привязанность, а значит, и безопасность, выработали стратегию: учить те предметы, которые нужны для того, чтобы, сдав ЕГЭ, поступить в вуз на выбранную специальность. Остальные — по остаточному принципу.

Их аргумент: зачем захламлять свою голову и тратить время на то, что мне сейчас не нужно. Станет нужно — найду информацию в интернете.

К сожалению, гораздо больше тех молодых людей, кто остался без уверенности в надёжности родительской любви, без опоры на неё, без доверия к миру и себе. Они не умеют брать ответственность, ставить цели, принимать решения. Они не умеют рисковать, не будучи уверенными, что их примут после падения, поддержат и напитают любовью для нового взлёта.

Эти юноши пропускают школу/колледж/вуз часто из протеста против родительской системы воспитания или из стадного чувства — «никто не ходит, а я чё — лох?». Именно на этих юношей наибольшее влияние оказывает особенность современного общества: ранняя, уже с 2 лет, социализация, которая заставляет наших детей искать ориентиры и опору не в родителях, а в сверстниках. Та ещё опора, сами понимаете. Да и родители часто им пример подают в этом: «У соседей/знакомых/друзей есть это и нам надо» и «Всё лучшее — детям» как наследие эпохи бедности.

Именно эти наши дети понимают слова спикеров о немодности, несовременности наёмного труда как идею фикс. Вот только ресурсов для её реализации у них нет или они не имеют к ним доступа.

Что же нам, 40-50-летним родителям 15-20-летних юношей и девушек делать?

1.Принять факт того, что эти наши дети — другие во всём. Им будет проще со своими детьми, потому что те родятся в одну эпоху с родителями. Нам, наверное, не повезло. Но мы можем с этим жить. Кому, как ни нам — таким взрослым и умным делать шаг навстречу своим детям?

2.Продолжать питать своих взрослеющих детей безусловной любовью, обозначая при этом чёткие границы свободы своей и ребёнка. И да, я за то, чтобы старшеклассник окончил школу, а студент 3-4 курса — колледж. 
Слишком большая роскошь во втором случае потратить 2-3 года ни на что, выкинуть их из жизни и остаться в 20 лет без Аттестата о среднем образовании и Диплома об средне специальном образовании. Да, я считаю, что в этом случае родители должны взять действия ребёнка под продуктивный контроль: знать, как обстоят дела в школе/колледже, контролировать посещаемость, организовывать своего ребёнка, если уж он сам не может это сделать.

3.Слушать вместо того, чтобы читать нотации.

4.Интересоваться тем, чем занимается ребёнок, желательно и участвовать в чём-то вместо критики.

5.И, самое главное, ВЕРИТЬ в своего ребёнка. «Не воспитывайте своих детей, всё равно они будут похожи на вас» — гласит английская пословица. Мы же выросли хорошими людьми, преодолели трудности, заработали репутацию и статус. Давайте поверим, что наши дети тоже смогут!

На консультации в конце беседы я разворачиваю ребёнка и родителя лицом к лицу, и к папе, и к маме, по очереди. Сначала родитель говорит о своих переживаниях и желаниях, потом ребёнок. И каждый раз сын или дочь, отвечая родителям, в ответ на их вопрос: «В чём ты нуждаешься от меня?» говорит: «Прошу тебя, ВЕРЬ В МЕНЯ».

11 комментариев:

  1. А кто мешал автору? Мы все из одной эпохи. Только кто-то пивко бухал - вот и жизнь мимо. 1991 год - 1991, Windows 3.0. Официально зашел в Украину. Даже книжки печатали в Одессе. Виндоз, Нортон командер.Переводили с английского. ibm 3 СТОИЛ В 98 ГОДУ ВСЕГО 600 БАКСОВ. И телефоны были мобильные. Сапоги стоили 300 баксов. А тут комп целый. Поисковик yahoo. Почта электронная. На деревню дедушке никто не писал. Если нет понимания с ребенком - техника не виновата. Вот психологи такие устарели. Какой же ты психолог, если в 21 веке НЛП не освоила, гипноз не освоила. Но судьбы чужие решают. Школа не устарела. Танцоры как психолог статьи учиться - не учились.Можно экстерном школу проскочить. И в 12 лет учиться в универе. Никто не мешает.Не будет денег горе-специалистам - учиться сами начнут. За зарплатой же ходят. И за консультации деньги собирают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Автор не полностью раскрыла тему, раз столько негативных комментариев. Но тема актуальная. ВСЕГО 600 баксов - для кого как. И письма писались на деревню в 98-2000 годах, потому-что почта электронная была далеко не у всех! У меня почта появилась только в 2006 году! не было необходимости. Сейчас почта электронная появляется с приобретением смартфона или планшета и не важно сколько вам лет. А с 14 лет она обязательно для регистрации на портале госуслуг. Согласна с вами в том, что понимание важно, и техника всего лишь инструмент. Однако попробуйте сейчас 20 летних полностью перевести на кнопочные телефоны? Или отключить им интернет на полгодика? Дети действительно другие и мыслят они по другому, и восприятие мира у них отличается от нашего. Вы говорите школа не устарела? Странно, я наверное читаю не ту педагогической литературы и слушаю не тех педагогов и профессоров, которые могут согласятся с вами по данному вопросу! И дети , которые в 12 лет учатся в универе- явно обучаются не по школьной программе! За каждым успешным человеком стоит всегда команда тех, кто его учит, кто вдохновляет и верит в него!

      Удалить
  2. Те, кто застал различные изменения успели поработать и в госсекторе, и в частных компаниях, и на себя, как сейчас, последние лет двенадцать. И каждый нашёл то, что лучше подходит. Поэтому при всех возрастных различиях и разнице в опыте то, о чём идёт речь в статье, никак не мешает ни учиться, и учить, ни контактировать с детьми после 2000 рождения.
    Эта статья - лучшее доказательство того, что такой психолог не нужен и транслирует на других исключительно собственные проблемы. В крайнем случае то, что может показаться "актуальным".
    Чем меньше вас таких будет, тем лучше.

    ОтветитьУдалить
  3. Автор вы бредите,кто же так голову вам засрал.

    ОтветитьУдалить
  4. Слушайте, статья ни о чем. Рекомендации - обычные, применимые к любым, произвольно взятым, поколениям. "Знания из интернета" - это утопия, автор. Из интернета можно почерпнуть лишь информацию, по большей части поверхностную, противоречивую и антинаучную. Нормальные знания, как и тыщщу лет назад, дети получают в учебных заведениях под присмотром образованных педагогов. Изменения в нашей эпохе - не фундаментальные, а косметические. Статья написана ради лайков и самоудовлетворения авторского эго :))

    ОтветитьУдалить
  5. Тот, кто эту чухню написал, сам безнадежно устарел))) Ну или ему лет 15 и для него все, кто старше него - рухлядь и антиквариат))))))

    ОтветитьУдалить
  6. Каких нафих детей, мне всего то 45, никаких детей, сам прекрасно живу в цифровую эру и более того проектирую её следующие шаги

    ОтветитьУдалить
  7. А что раньше было иначе? Мне вот как раз 50. Я из тех кто был первым "послевоенным" поколением, детей родители которых сами не воевали. Мы также росли в условиях радикально отличавшихся от условий наших родителей. Хуже того - прямо в нашу юность рухнул Нерушимый Союз! Мы стали первым поколением пост-советских людей, вышедших из школ прямо в пост-перестроечный хаос.

    Мораль остаётся одна и таже для всех поколений - мы не знаем к чему мы готовим наших детей. В 1920-х родители будущих фронтовиков тоже не знали что ростят своих детей для амбразур, минных полей и таёжных узкоколеек. Наши родители не знали к чему именно они нас готовят. Мы не знаем что ждёт наших детей. И так далее..

    Ну а в смысле цифровых технологий - не стоит преувеличивать. Это мы программировали на C++ и Asssembler. Мы учили наших детей всем этим технологиям. Всё у нас в порядке с современностью! Ни от чего мы не отстали. Вместе с внуками смотрим Netflix и Disney Plus. Вместе играем в Minecraft и Forthnight. Созваниваемся по всем доступным мобильным приложениям. Всё хорошо! Не стоит прибедняться.

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый день! Мне 51. Большая часть семейной и трудовой жизни была связана с компьютерами. Уже в школе 9-10 классе у нас первых был введен урок информатики, мы ходили 1 день в неделю на подшефное предприятие, связанное с космической промышленностью, писали алгоритмы, простые программы. Мой муж, еще когда ребенку было 2-3 года (1990 г.р.), собрал сам для дома по журналу "Наука и техника" первый ПК "Спектрум". И на работе первые были, кто осваивал новую технику. Даже сейчас, молодому поколению объясняю на работе, как применять формулы в электронных таблицах, зачем и для чего нужен знак "непечатные символы". Все зависит о того, с чем в жизни приходится сталкиваться, какой образ жизни и виды деятельности осуществляешь. Возраст тут ни при чем. Кто-то знает больше, кто-то меньше - главное правильно взаимодействовать друг с другом.

    ОтветитьУдалить