Зaгaдкa «Coюзa-11»: пoчeму кocмoнaвты пoгибли в идeaльнoм кopaблe, и пpи чём тут aллepгия нa пыльцу
Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев, 1971 год / ©Владимир Мусаэльян/ТАСС / Автор: Visellia Orfius
Зaгaдкa «Coюзa-11»: пoчeму кocмoнaвты пoгибли в идeaльнoм кopaблe, и пpи чём тут aллepгия нa пыльцу
30 июня 1971 года. Весь Советский Союз, затаив дыхание, ждёт триумфального возвращения на Землю экипажа космического корабля «Союз-11». Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев только что установили мировой рекорд, проведя на орбите 23 дня на борту первой в мире космической станции «Салют-1». Им готовили славу, почести и звания Героев. Но вместо этого страну ждал самый страшный день в истории советской космонавтики.
«Желаю мягкой посадки. До скорой встречи на Земле!» — эти слова генерала Николая Каманина стали последними, что услышал экипаж «Союза-11» от Центра управления полётами. В ответ командир Георгий Добровольский бодро доложил: «На борту всё в порядке, самочувствие экипажа отличное». В 01:35 ночи спускаемый аппарат начал торможение, а в 01:47 произошло разделение отсеков. ЦУП ждал доклада, но радиоэфир молчал. Спустя 20 минут напряжённой тишины все поняли: произошло что-то страшное.
По роковому стечению обстоятельств в космос отправился не тот экипаж, который готовился к полёту изначально. Основной, «звёздный» состав включал легендарного Алексея Леонова, уже побывавшего в космосе Валерия Кубасова и новичка Петра Колодина. Они были лучшими. Но во время планового медосмотра врачи обнаружили у Кубасова затемнение в лёгком и заподозрили туберкулёз. Вердикт был категоричным: к полёту не годен. По существовавшим правилам, если выбывал один член экипажа, меняли всю тройку. Это было сделано для максимальной слаженности команды.
На заседании Госкомиссии было объявлено, что вместо экипажа Леонова полетит его дублирующий состав: Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Для Леонова это был страшный удар. До слёз переживал и Пётр Колодин, который понимал, что, скорее всего, уже никогда не полетит в космос. Никто из них не догадывался, что подозрение врачей, которое позже окажется ложным (у Кубасова была лишь аллергия на цветение), на самом деле спасло им жизнь. Дублирующий экипаж, неожиданно для самих себя, принял чужую смерть.
Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков (слева направо). Фото: Александр Моклецов / РИА Новости
Их миссия была крайне важна для престижа страны. Проиграв американцам лунную гонку, СССР делал ставку на орбитальные станции. «Салют-1» должен был стать триумфом. Полёт экипажа «Союза-11» проходил в целом успешно. Они провели на станции 23 дня, выполнив всю научную программу и установив мировой рекорд по длительности пребывания в космосе. Но была одна деталь, о которой тогда старались не говорить. Чтобы вместить в корабль «Союз» третьего космонавта и обогнать американцев, из него убрали скафандры. Считалось, что советские корабли настолько надёжны, что летать в них можно без дополнительной защиты. Эта самонадеянность и стала роковой.
Когда спасательная группа прибыла к приземлившемуся в казахской степи спускаемому аппарату, она нашла его в идеальном состоянии. Но на стук в люк никто не ответил. Открыв его, спасатели увидели страшную картину: трое космонавтов неподвижно сидели в своих креслах. Врачи пытались реанимировать их прямо на месте, но было уже поздно.
Приземление спускаемого аппарата Кадр: Студия Сергея Медведева / YouTube
Правительственная комиссия установила причину трагедии: во время разделения отсеков на высоте 150 километров самопроизвольно открылся один из двух дыхательных вентиляционных клапанов. Он был нужен для выравнивания давления уже после приземления. Но он сработал в вакууме. Воздух из кабины начал выходить с огромной скоростью. Произошла взрывная декомпрессия.
У космонавтов было не более 20-30 секунд, чтобы понять, что произошло, и попытаться что-то сделать. Волков и Пацаев отстегнули ремни, чтобы найти источник утечки, Добровольский пытался вручную закрыть злополучный вентиль. Но в условиях удушья, когда сознание гаснет за секунды, у них не было ни одного шанса. Чтобы вручную закрыть этот клапан, нужно было около минуты: у космонавтов этого времени не было. Будь на них скафандры, они бы выжили.
Гибель экипажа «Союза-11» стала шоком для всего мира и самой большой трагедией в истории советской космонавтики. В стране был объявлен национальный траур. В адрес семей погибших приходили телеграммы соболезнования со всего мира. «Я понял, что мужественный человек оставил после себя мужественную дочь», — писал президент США Ричард Никсон дочери Добровольского.
Фото: tass.ru
После этой катастрофы в советской космической программе наступил перерыв почти на 2,5 года. Все пилотируемые полёты были остановлены. Корабль «Союз» был кардинально переработан: в него вернули скафандры, из-за чего экипаж на время снова сократился до двух человек. Трагедия «Союза-11», произошедшая из-за рокового стечения обстоятельств и излишней самонадеянности, в конечном итоге сделала полёты в космос более безопасными. Но цена этого урока оказалась невыносимо высокой — три жизни героев, которые просто оказались не в то время и не на том корабле.





0 коммент.: